С 2018 года Интернет-журнал «Науковедение» выходит под новым названием
«Вестник Евразийской науки». Ждем вас на сайте https://esj.today!

Весь архив статей до 2018 года сохраняется на сайте http://naukovedenie.ru.



Рейтинги Вузов как один из способов оценки качества образования

Пугач Валентин Николаевич

к.э.н.

ректор ГОУ ВПО ВГУ
Е-mail: 123-g@mail.ru

 

Рейтинги Вузов как один из способов оценки качества образования

 

Аннотация: В статье рассматриваются существующие сегодня в мире и в России рейтинги высших учебных заведений, анализируются позиции отечественных высших учебных заведений в мировых рейтингах, приводятся разнообразные взгляды на причины их низких позиций. Так же в статье приведен сравнительный анализ показателей МГУ им. М.В. Ломоносова, Вятского государственного университета и кубанского государственного университета в Национальный рейтинг российских вузов.

Ключевые слова: Рейтинг, высшее учебное заведение, ренкэры, Агентство РейтОр, Вятский государственный университет.

 

***

Сегодня никого не надо убеждать в актуальности необходимости оценки качества высшего образования. Инновационное развитие экономики, повышение уровня жизни, рост конкурентоспособности России на мировом рынке – все это просто невозможно без постоянного совершенствования отечественной системы высшего профессионального образования.

Но вся проблема в том, что оценить качество образования не так просто, слишком много в этом процессе сложноформализуемых, неизмеряемых элементов. Для решения этой задачи в последние годы стали применять различные рейтинги, которые, по мнению их составителей, должны показать уровень качества образования в том или ином Вузе. Для Российского высшего образования результаты международных рейтингов оказались, мягко говоря, неутешительными. Прежде чем говорить о причинах этого явления проанализируем сами рейтинги, их типы и критерии по которым они составляются.

В 1983 году журнал U.S. News & World Report впервые опубликовал свой ежегодный рейтинг «Лучших колледжей Америки». Главной его задачей было помочь абитуриентам сориентироваться среди большого количества предложений поступающих от высших учебных заведений. Спустя тридцать лет результаты рейтингов интересны не только тем, кто собирается получить высшее образование, они востребованы и работодателями, и государством и самими Вузами. С развитием процессов глобализации растет конкуренция за самых талантливых и способных учеников, студентов и выпускников не только внутри страны но среди национальными системами образования. В этом плане глобальные рейтинги Вузов помогают престижным университетам привлекать студентов из-за рубежа, обеспечить национальной системе образования приток финансов и человеческих ресурсов.

На сегодняшний день сложилась практика, когда составлением рейтингов занимаются специализированные исследовательские организации и доводятся до самой широкой аудитории через средства массовой информации. Эксперты по оценке высшего образования (их принято называть рэнкерами) объединились в 2004 г. в международную некоммерческую организацию IREG - «Международная обсерватория по академическим рейтингам и превосходству». В 2006 г. специалистами этой организации были выработаны принципы академического ранжирования университетов, так называемые «Берлинские принципы».

И на сегодняшний день остается открытым вопрос - что такое вузовские рейтинги – просто справочная информация, или они превратились в инструмент оценки качества образования не только в отдельно взятом учебном заведении, но и всей национальной системы образования? Попробуем разобраться в этом вопросе.

Все рейтинги можно разделить на две большие группы (рис. 1) международные (глобальные) рейтинги и внутирстрановые. И тех и других насчитывается большое количество, мы остановимся на самых авторитетных.

 

Рис.1. Рейтинги Вузов.

 

Европейским Центром по Высшему образованию (ЮНЕСКО-СЕПЕС, Бухарест) и Институтом Политики в Высшем Образовании (IHEP, Вашингтон) собраны, проанализированы и систематизированы различные типы и виды методов, применяемых в рейтинговании образования.

Рейтинги вузов классифицируются по типам:

-           Рейтинги с начислением единого итогового балла – их применяют для ранжирования вузов в целом. Процедура такова: составляется набор показателей, каждому из них присваиваются свой вес, с учетом которых вычисляется единая итоговая оценка качества для данного вуза. Это очень распространенный подход, наиболее удачными примерами его применения могут послужить рейтинги U.S.News and World Report (США) и журнала «Перспективы» (Польша).

-           Рейтинги вузов по конкретным дисциплинам, программам обучения или по отдельным предметам - в этом случае ранжированию подвергаются не вузы, а предлагаемые ими отдельные программы или обучение определенным предметам. Таким образом, можно оценивать качество учебных программ любого уровня – от программ получения диплома до аспирантских, профессиональных и др. Такие рейтинги готовит журнал «Перспективы» (Польша), «Штерн» (Германия), «Бизнес уик», «Файнэншл Таймс» (Великобритания) и многие другие.

-           Рейтинги с комбинированным подходом в ранжировании. В данном случае присутствуют свои, особенные методы рейтингов/таблиц лиг, которые невозможно объединить в единый тип.

Рейтинги вузов классифицируются по своей структуре:

-           Порядковый. В этом случае вузам присваиваются порядковые номера, и они располагаются в рейтинге в соответствии с этими номерами. Такой подход применяют в «Приложении по высшему образованию к газете «Таймс», рейтинги DAAD в Германии и др.

-           Кластерный (группировка вузов по рейтингу). Например, рейтинг «Штерн» (Германия) объединяет ранжируемые вузы в три группы – лучшую, среднюю и худшую.

-           Комбинированный. Каждому вузу присваивается количественная оценка, но данные публикуются только по определенному числу лучших вузов. Этот вариант представляет своего рода гибрид двух первых. Такой подход применяет «Рекрут» (Япония), где в рейтинг по каждому показателю включаются только 50 лучших вузов. Возможны и другие комбинации.

Рейтинги вузов классифицируются по источникам данных:

-           По имеющимся данным (например, содержащимся в опубликованных отчетах вузов).

-           По собранным данным (анкетирование студентов, профессорско-преподавательского состава, работодателей, выпускников).

Какие же конкретно критерии используются при составлении глобальных, международных рейтингов. Рассмотрим этот вопрос на примере приобретающего все большую популярность Академическом рейтинге университетов мира (Academic Ranking of World Universities – ARWU [3]) публикуемым Институтом высшего образования Цзяо Тун при Шанхайском университете, начиная с 2003 года, и охватывающий 500 лучших университетов.

Рейтинг ARWU использует следующие критерии:

1.         Качество обучения. Индикатором является количество выпускников вуза, ставших нобелевскими лауреатами, а также получивших медали в определенных областях знаний.

2.         Квалификация преподавательского состава. Здесь индикатором выступают:

-     количество преподавателей-нобелевских лауреатов, а также отмеченных другими международными наградами;

-           индекс цитируемости в научных публикациях.

3.         Научные исследования. Индикаторы:

-           количество статей, опубликованных в престижных научных журналах (Nature и Science и др.) за последние пять лет;

-           количество статей с высокими индексами цитирования в изданиях по естественным и социальным наукам.

4.      Академическая производительность, определяемая отношением суммарного количества баллов по вышеперечисленным индикаторам к численности академического персонала полного рабочего дня.

Международный рейтинг «Таймс» выстраивается по четырем основным критериям:

1.      Качество научных исследований.

Индикаторы:

1) академическая экспертная оценка - Академическая экспертная оценка проводится международной компанией QS (Quacquarelli Symonds Ltd), известной своей деятельностью в сфере трудоустройства МВА и аспирантов. В последние годы значительно увеличилось количество академических экспертов: список лучших университетов составлен на основе опроса более 5 тысяч профессоров и преподавателей, из них 41% – представители Европы, Ближнего Востока и Африки, 30% – Америки и 29% – Азиатско-Тихоокеанского региона. Не допускается голосование участника опроса за тот университет, в котором он работает;

2) индекс цитируемости - Индекс цитируемости используется для оценки результатов научной деятельности и определяется количеством ссылок в престижных научных журналах в расчете на одного преподавателя. Соответствующие данные предоставляются базой данных «Основные показатели в науке» Томсоновского научного института в Филадельфии.

2.      Трудоустройство выпускников - Трудоустройство выпускников основывается на заключениях работодателей. В опросе принял участие примерно полторы тысячи работодателей: 43% – из Америки, 32% – из Европы и 25% – из Азиатско-Тихоокеанского региона. Сотрудники международной компании QS, проводившие опрос, отмечают, что рейтинг вузов важен не только для них самих, но и для национальной экономики, поскольку крупные международные корпорации охотнее размещают свой бизнес в тех странах, где в долгосрочном плане гарантирована подготовка квалифицированных специалистов.

3.      Интернационализация.

Индикаторы: 1) иностранные преподаватели; 2) иностранные студенты.

4.      Качество обучения.

Индикатор: соотношение численности преподавательского состава и студентов.

Рейтинг «Таймс»-QS основывается на пяти основных индикаторах: качестве научных исследований‚ проводимых вузом‚ оценке деятельности вуза работодателями‚ количестве иностранных преподавателей и студентов‚ а также пропорции студенты-преподаватели.

Какое же место занимают российские вузы в популярных международных рейтингах?

В рейтинге, составляемом компанией Quacquarelli Symonds совместно с «Таймс», за все время составления рейтинга лучших ВУЗов мира (с 2004 года), только один российский ВУЗ - Московский государственный университет - удостаивался чести называться одним из лучших в мире. В 2010 году он набрал 66,12 баллов из 100 возможных, таким образом, вернув себе позицию 2006 года. Среди достоинств университета была названа большая библиотека, постоянно пополняющаяся трудами сотрудников и учащихся университета. После получения 93 места в 2006 году, рейтинг университета резко упал до 231 места в 2007-ом. В 2008 году ВУЗ стал 183-им, а в 2009 году немного не дотянул до вхождения в первую сотню, заняв 101 место, в 2010 г. МГУ занял 93 место. В 2006 году на 164-ой позиции также фигурировал Санкт-Петербургский госуниверситет.

В шанхайском рейтинге МГУ занимало 70 место в 2007 и 2008 годах, и 77 место в 2009 г.

Тройка лучших вузов мира, согласно этому рейтингу, такова: Гарвард, Стэнфорд, Калифорнийский университет в Беркли. На 4-м месте – Кембридж, на 5-м – MIT. Всего были изучены показатели 1000 университетов мира, 500 из которых вошли в рейтинг.

Низкие позиции МГУ, отсутствие в международных рейтингах других российских Вузов вызывает озабоченность у руководителей российских университетов, так президент Российского союза ректоров (РСР) Виктор Садовничий отмечает, что «…в рейтинге Института Гурмана в 1987 году МГУ был на втором месте среди европейских университетов после Сорбонны. А сейчас в нашу жизнь вошли два рейтинга: газеты "Таймс" и Шанхайский. В Шанхайском учитывается количество нобелевских лауреатов, тех, кто получил премию Филдса, а также публикации и число сотрудников. Я знаю один университет, который пригласил на работу пять нобелевских лауреатов. Но это не значит, что он стал лучше, просто он получил блестящих лекторов» [2].

Представители «Таймс» согласились с тем, что критерии рейтингов не всегда корректны и заявили о желании внести в них поправки. Ректоры российских вузов считают, что система международного ранжирования сейчас не отражает качества образования. А именно этот показатель должен быть главным. На упомянутой встрече В. Садовничий предложил учитывать количество курсов учебной программы, так например, в МГУ естественнонаучные дисциплины занимают - две трети, а во всех остальных вузах - только половина. На механико-математическом факультете читается около четырех тысяч часов математики, а во всех остальных ведущих университетах - почти вдвое меньше. На одного преподавателя в МГУ приходится три студента, что является очень хорошим показателем по сравнению с другими университетами.

Российские ректоры предложили расширить критерии, по которым оцениваются классические университеты, они должны учитывать национальные модели образования, также необходимо расширить представительство стран в экспертном сообществе, обратить внимание на национальные издания, дополнить рейтинг показателями числа национальных премий, патентов, учитывать соотношение фундаментальных и прикладных наук, участие студентов в научной работе.

Результаты встречи дают надежду на изменение ситуации в лучшую для российских вузов строну. Но почему же существующие критерии отбрасывают даже ведущие российские университеты на такие низкие позиции?

Одним из важнейших показателей обоих рейтингов является качество профессорско-преподавательского состава, определяемое уровнем цитирования сотрудников и преподавателей вуза в мировой научной литературе. Этот значимый критерий стал камнем преткновения для российского высшего образования. В 2003-2007 годах по этому показателю МГУ и СпГУ получили в рейтинге «Таймс» нулевые баллы. Из этого можно сделать вывод, что российские ученые не создали за последние годы ничего достойного международной науки, что конечно не соответствует действительности. Как отмечают специалиста «Агентства «РейтОр» это связано со слабой коммуникацией Российских Вузов с ведущими научными изданиями мира.

По мнению «Института проблем управления им. В.А. Трапезникова РАН РФ» [4] относительно небольшой процент российских журналов, представленных в SCI[i], объясняется не только уровнем этих журналов или общим уровнем развития науки в России, но и целым рядом других объективных и субъективных причин, среди которых можно упомянуть следующие:

1.         Языковый барьер. ISI в основном ориентируется на англоязычные журналы или, по крайней мере, журналы, предоставляющие библиографию и аннотации статей на английском языке.

2.         На отбор журналов влияет также и качество самих журналов, их соответствие мировым стандартам: регулярность выхода, наличие пристатейной библиографии, срок от подачи статьи до ее публикации. Цитируемость также зависит от наличия и доступности полнотекстовых электронных версий журналов.

3.         Особенности научного развития в разных областях. Существуют целые направления науки, которые развиваются относительно локализовано и в определенной степени замкнуты в рамках страны или региона. Особенно это ярко проявляется в некоторых областях общественных и гуманитарных наук.

Для преодоления этих фактора с 1 сентября 2008 года началось полномасштабное использование Российского индекса научного цитирования. С этого момента все издания Перечня ВАК должны быть зарегистрированы в Научной электронной библиотеке. Цель такой регистрации — фиксация ссылок на опубликованные работы и расчёт импакт-фактора для учёных и научных изданий.

Кроме того, ВАК РФ, как одно из основных условий для журналов из «Перечня ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени доктора и кандидата наук» выдвинул требование о включение текущих номеров научного периодического издания или его переводной версии на иностранном языке в хотя бы одну из систем цитирования: Web of Science, Scopus, Web of Knowledge, Astrophysics, PubMed, Mathematics, Chemical Abstracts, Springer, Agris.

Так же низкое положение российских вузов в глобальных рейтингах связывают с недостаточным финансированием российского высшего образования. Одним из важнейших показателей данных рейтингов являются научные исследования, поскольку, по мнению большинства экспертов, научная работа напрямую связана с качеством высшего образования.

В статьях М. Инса, опубликованных в «Приложении по высшему образованию к газете «Таймс» (Times Higher Education Supplement), посвященных ранжированию университетов мира в 2007 году, говорится, что отсутствие российских вузов в рейтинге связано с недостаточным финансированием системы высшего образования. Этим, по мнению автора, объясняется и относительно небольшое количество значимых научных трудов.

Анализируя данные вышеуказанных рейтингов можно выделить еще и следующие аспекты, оказавшие негативное влияние на занимаемое российскими Вузами места. В России сегодня зарегистрировано порядка полутора тысяч Вузов, из которых и в Британском, и в Шанхайском рейтингах фигурируют только два: МГУ и СПГУ. Между тем в США в 2005 году насчитывалось 4140 государственных и частных университетов и институтов, осуществляющих обучение бакалавров и магистров, из которых 166 вошли в Шанхайский «Academic Ranking of World Universities-2007: Top 500». Таким образом, процент рейтингового представительства американской высшей школы (4,01%) более чем в 22 раза превышает аналогичный российский показатель (0,18%).

Если результаты глобальный рейтингов интересны прежде всего, сточки зрения оценки состояния отечественной системы образования на международной арене, то для российских учебных заведений, работодателей и абитуриентов несомненный интерес представляют российские национальные рейтинги вузов.

Одним из первых стал рейтинг Федерального агентства по образованию, которое 2001 по 2006 годы составляло собственные рейтинги вузов на основе сбора статистической информации (без мнения экспертов и опросов работодателей и т.д.). Рейтинг составлялся на основании ежегодного приказа Министерства образования и науки РФ «О рейтинге высших учебных заведений». Учитывая схожие оценки по нескольким вузам, их присваивались одинаковые итоговые ранговые значения, поэтому итоговую форму рейтинга можно скорее обозначить как таблицу лиг. Рейтинг составлялись по отдельным категориям вузов: университеты, архитектурные вузы, сельскохозяйственные вузы и т.д. С 2007 года составление рейтинга прекратилось (было заменено мониторингом деятельности образовательных учреждений ВПО). Критерии этого рейтинга отображены в таблице 1.

 

Таблица 1.

Критерии рейтинга Федерального агентства по образованию.

N п/п

Локальный критерий

Исходные данные

1

Квалификация профессорско-преподавательского состава

Преподаватели, имеющие ученые степени и ученые звания

2

Перспективность профессорско-преподавательского состава

Доктора наук и профессора до 50 лет, кандидаты наук до 30 лет

3

Связь с академической наукой

Члены РАН и других государственных академий

4

Обеспеченность учебно-лабораторной базой

Общая площадь учебно-лабораторной базы

5

Обеспеченность инструментальной базой

Общая стоимость машин и оборудования

6

Обеспеченность компьютерной базой

Общее количество персональных компьютеров и компьютерных рабочих станций

7

Обеспеченность библиотечными фондами

Общее количество единиц хранения библиотечного фонда

8

Обеспеченность местами в общежитиях

Обеспеченность иногородних студентов общежитием

9

Обеспеченность общественным питанием

Обеспеченность местами в предприятиях общественного питания

10

Санаторно-профилактическая база

Количество мест в санаториях-профилакториях

11

Спортивная база

Общая полезная площадь крытых спортивных сооружений

12

Подготовка специалистов

Количество студентов разных форм обучения

13

Аспирантура

Количество аспирантов

14

Эффективность аспирантуры

Количество аспирантов, успешно защитивших кандидатские диссертации в отчетном году или не позднее одного года после окончания аспирантуры

15

Подготовка кадров высшей квалификации

Количество защищенных диссертаций в советах вуза и количество аспирантов и сотрудников вуза, защитивших диссертации

16

Госзаказ на научные исследования

Объем госбюджетных работ и освоенных грантов на научные исследования

17

Конкурентность прикладной науки

Объем хоздоговорных работ

18

Производство учебной литературы

Учебники и учебные пособия с грифами Минобразования, УМО и НМС

19

Конкурентность учебно-производственной деятельности

Внебюджетные средства, перечисленные вузу физическими и юридическими лицами, в том числе за подготовку иностранных граждан (включая стоимость переданного оборудования)

 

Активно занимается составление внутристрановых рейтингов «Независимое рейтинговое агентство «РейтОР» [5]. В качестве системы оценивания университетов выбрана система рейтингов, которая позволяет приводить всю многообразную деятельность университетов к единичным и сопоставимым числовым показателям. В данном случае рейтинг позволяет отследить прогресс показателей российских вузов и оценить положение российских университетов среди мировых, т.е. сравнить качество образования, предоставляемое вузами мира.

Рейтинги «Независимого рейтингового агентства «РейтОР»

1.         Рейтинг российских вузов по научным достижениям.

2.         Рейтинг вузов по уровню достижений выпускников - представителей элит России.

3.         Рейтинг вузов Москвы по стоимости обучения первокурсника.

4.         Рейтинг вузов Москвы на основе изучения мнения старшекурсников, работодателей, преподавателей.

5.         Общежития Вузов Москвы (информация на сайтах).

6.         Рейтинг успешности выпускников вузов г. Москвы.

7.         Рейтинг вузов по оценкам работодателей.

8.         Рейтинг вузов по уровню раскрытия информации для абитуриентов на сайте.

9.         Рейтинги вузов победителей и участников конкурсов ИОП по уровню развития ИКТ.

10.       Рейтинг вузов "Образование бизнес-элиты".

11.       Рейтинг "Образование государственной элиты".

12.       Рейтинг "Образование академической элиты".

13.       Рейтинги по стоимости обучения.

14.       Рейтинг инновационных вузов.

 

В своей деятельности НРА «РейтОР» (далее – Агентство) руководствуется Берлинскими принципами ранжирования вузов, принятыми на втором совещании Международной экспертной группы по ранжированию. Результаты одного из рейтингов «РейтОра» - рейтинга по научным достижениям представлены в табл. 2.

Таблица №2.

 

Рейтинг по научным достижениям по Н-индексу.

В 2009 году был создан Национальный рейтинг российских вузов, пока подготовлен одни выпуск рейтинга отечественный высших учебных заведений. В данный рейтинг попал Вятский государственный университет, который занимает 51 позицию среди классических государственных университетов страны. Приведем полностью таблицу отражающую показатели ВГУ (табл.3)..

 

Таблица №3.

Профиль Вятского государственного университета

Полное наименование

Вятский государственный университет

Дата основания

1955

Предыдущие наименования вуза

Кировский политехнический институт

Вятский государственный технический университет

Адрес

610000, Кировская область, гиров, ул.Московская, д.36

Категория

Классический университет

Миссия

-

 

Национальный рейтинг классических университетов – 2009

 

Ранг

 

Место в рейтинге,

 

в т.ч. по критериям:

 

51

 

образование

50-51

исследования

45-49

социализация

47

интернационализация

51

бренд

38-41

общественное мнение

23-51

 

Профили образовательных программ

Бакалавриат

1

Специалитет

35

Магистратура

3

Аспирантура

35

Докторантура

9

 

Обучающиеся

Всего,

в т.ч. по уровням:

14 426

бакалавры

70

специалисты

14 201

магистры

-

аспиранты

146

докторанты

9

Иностранные студенты

5

 

Профессорско-преподавательский состав

На полной ставке

500

Совместители

163

 

Наукометрия

 

Наукометрические показатели по данным базы Scopus отсутствуют

 

РИНЦ

Общее число публикаций

183

Число авторов

64

Среднее число публикаций в расчете на одного автора

2,86

Суммарное число цитирований публикаций организации

54

Среднее число цитирований в расчете на одну статью

0,30

Число самоцитирований (из статей этой же организации)

31

Доля самоцитирований, %

57

Индекс Хирша

4

 

Выпускники на рынке труда

 

Годы выпуска

2005

2006

2007

2008

2009

 Всего резюме

296

352

331

318

290

 Регионы поиска работы, %

 

 

 

 

 

– Свой регион (т.е. по нахождению вуза)

35

30

35

37

46

– Москва

22

29

24

20

13

– Прочие регионы

43

41

41

43

41

 Зарплатные ожидании, тысуб.

 

 

 

 

 

– Минимальные

(диапазон от минимального до 25 персентиля)

7 - 24

10 - 25

9 - 20

8 - 20

6 - 20

Средние рыночные (диапазон от 25 до 75 персентиля)

24 - 30 - 50

25 - 40 - 50

20 - 30 - 40

20 - 30 - 40

20 - 23 - 34

– Максимальные

(диапазон от 75 персентиля до максимума)

50 - 150

50 - 250

40 - 200

40 - 70

34 - 80

 % выпускников, ищущих работу по профилю полученного образования

80

87

78

89

75

Карьерные притязания, %

 

 

 

 

 

– Специалисты

70

77

84

88

93

– Руководители

30

23

16

12

7

По данным исследования Superjob.ru

 

Оценка сайта

По данным alexa.com на ноябрь 2009 г.

Global-Тraffic Rank

1 532 941

Ru-Traffiс Rank

-

Ссылки

34

 

Участие в рейтингах

Название

Ранг

ТHE-QS-2009 (Рейтинг газеты Таймс)

-

НРА РейтОР-2009 (Рейтинг ведущих университетов мира)

391-392

SCImago – 2009 (Эстремадурский университет)

-

Тайваньский рейтинг научных публикаций университетов мира (HEEACT) - 2009

-

Шанхайский рейтинг (ARWU) - 2009

-

Webomtrics - июль 2009

-

 

Интересно сравнить показатели используемые национальным рейтингом для ВГУ, ведущего российского вуза - МГУ имомоносова, третьим для сравнения был выбран университет из середины рейтинга - Кубанский государственный университет, занявший 22 позицию (таб. 4).

Старейшим из сравниваемых является МГУ (основан в 1755 г.), Кубанский университет создан в 1924 г. ВГУ самый молодой университет –год основания 1955. По данным рейтинга миссии нет ни у одного университета.

 

КРИТЕРИИ

МГУ

ВГУ

КГУ

Обучающиеся

 

 

 

Всего,

в т.ч. по уровням:

31 383

14 426

12 564

бакалавры

4 559

70

220

специалисты

22 129

14 201

11 730

магистры

1 061

-

-

аспиранты

3 583

146

595

докторанты

51

9

19

Иностранные студенты

2 008

5

216

Преподаватели

 

 

 

На полной ставке

4 883

500

1 246

Совместители

1 090

163

259

Наукометрия

Scopus

 

Наукометрические показатели по данным базы Scopus отсутствуют

 

Общее число публикаций

66 425

 

653

Число авторов

26 561

 

470

Суммарное число цитирований публикаций организации

193 418

 

1 572

Индекс Хирша

136

 

16

РИНЦ

 

 

 

Общее число публикаций

8 971

183

1 738

Число авторов

-

64

633

Среднее число публикаций в расчете на одного автора

-

2,86

2,75

Суммарное число цитирований публикаций организации

2 786

54

388

Среднее число цитирований в расчете на одну статью

0,31

0,30

0,22

Число самоцитирований (из статей этой же организации)

-

31

206

Доля самоцитирований, %

-

57

53

Индекс Хирша

9

4

7

Оценка сайта

 

 

 

Global-Тraffic Rank

8 420

1 532 941

196 227

Ru-Traffiс Rank

297

-

9 993

Ссылки

1 300

34

143

Выпускники на рынке труда

 

 

 

Всего резюме

515

290

330

Регионы поиска работы, %

 

 

 

– Свой регион (т.е. по нахождению вуза)

 

46

68

– Москва

97

13

12

– Прочие регионы

3

41

20

 

 

 

 

 

Ответить на вопрос – могут ли рейтинги вузов являться показателями качества образования, ответить представляется затруднительным, рейтинги становятся все сложнее, используют все более сложные методики для ранжирования, скорее всего, исправив недостатки, выявленные за годы создания рейтингов, они станут действительно эффективны инструментом оценки качества образования не только отдельного высшего учебного заведения, но и всей национальной системы образования.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1.         Бейшеев А.Ф. Для чего нужен национальный рейтинг цитирования//Совет ректоров №4 2008

2.         Встреча В. Садовничего с представителями газеты «Таймс» 16 марта 2010 г.

3.         http://ed.sjtu.edu.cn/ranking.htm

4.         http://www.ipu.ru/

5.         http://reitor.ru/ru/



[i] Впервые количественные показатели по оценке развития науки в США были опубликованы в 1972 году в отчете ННФ под названием "Science Indicators" -SCI. США принадлежит первое место по числу научных статей - 31% всего мирового объема публикаций. Тем не менее, по данным "S&TI, 2000", доля публикаций США с 1990 года неизменно снижается за счет роста публикаций латиноамериканских стран и стран Азиатского региона. СССР был на третьем месте в мире по числу научных статей, и его доля в мировом потоке статей составляла 7,0%. По данным "S&TI, 2000", количество научных публикаций стран бывшего СССР сократилось на одну треть, как следствие резкого сокращения ассигнований на науку, по мнению американских специалистов. После распада СССР, в БД SCI публикации России как отдельной страны стали учитываться только с 1993 года. С тех пор Россия постоянно занимает седьмое место в мире по числу научных статей - около 3,7%, или 23 тыс. статей. Следует отметить, что в информационной системе "Диалог", содержащей 900 различных баз данных, включая БД SCI, круг российских журналов шире и количество публикаций России составляет 27 тысяч.

 

Несмотря на то, что база данных SCI охватывает только 71 научный журнал России, можно с достоверностью сказать, что данные ИНИ отражают реальную картину того, что происходит в российской науке. За последние восемь лет резко выросло число совместных публикаций с иностранными учеными. Доля этих публикаций составляет около 33% от общего числа российских работ в БД SCI. Аналитическим отделом ISI постоянно изучаются тенденции развития публикаций ведущих стран мира. Доля России в мировом информационном потоке составила 3,57% (или 124 557 статей). Ниже приводится перечень областей знаний, в которых вклад России превышает ее долю в мировом потоке: физика - 9,71%; науки о земле - 7,43%; космические исследования - 7,19%; химия - 6,78%; материаловедение - 4,29%; математика - 3,83%; техника - 3,70%. Области знаний, в которых доля России значительно ниже, чем средняя доля России в мировом потоке, - молекулярная биология (2,63%), биология и биохимия (1,93%), вычислительная техника (1,05%) и т.д.  [1]