Требования к экономической подготовке студентов колледжа в современном профессиональном образовании

Мисаилов Андрей Юрьевич

аспирант

МГГУ им. М.А. Шолохова

 

Misailov A.Y.

Moscow state humanitarian university named M.A. Sholokhov.
Е-mail: 123-g@mail.ru

 

Требования к экономической подготовке студентов колледжа в современном профессиональном образовании

 

Requirements to the economic training of college students in the vocational education

 

Аннотация: Статья посвящена экономической подготовке студентов в системе среднего профессионального образования. Рассмотрены требования к современному молодому специалисту в условиях рыночной конкуренции (в том числе образовательных услуг), содержание Федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования в части экономической подготовки и особенностей модульно-компетентностного подхода к обучению студентов. Анализируются нормативно-законодательные акты в области модернизации образовательного процесса.

 

В соответствии с тем, что обучение в системе среднего профессионального образования носит практикоориентированный характер, предложены формы активного формирования у студентов экономических умений, рассматриваются упражнения на принятие эффективных экономических решений разных уровней сложности, игровых экономических тренингов по развитию вектора собственной предпринимательской деятельности и деловых игр.

 

Ключевые слова: экономическая подготовка, экономическое образование, экономическая мобильность, экономическая компетентность, профессиональные компетенции, модульное обучение, преподавание экономических дисциплин.

 

Annotation: The article is devoted to the economic training of students in the system of secondary professional education. The requirements for a young specialist in the conditions of market competition (including educational services), the content of Federal state educational standards of the higher vocational education in the economic development and features of modular-competence approach to teaching of students. Analysis of normative-legal acts in the field of modernization of the educational process.

 

In accordance with the fact that training in the system of secondary professional education is practically oriented, proposed a form of active formation at students of economic skills, are considered exercises on the adoption of effective economic decisions of different difficulty levels, the game of economic trainings on development of own business activities and business games.

 

Key words: economic training, economic education, economic mobility, economic competence, professional competence, modular training, the teaching of economic disciplines.

 

***

 

Наша жизнь протекает в мире быстро меняющихся реалий. В ней становится не так важен набор основ фундаментальной экономической науки, которые традиционно преподавались в отечественной школе, как умения осваиваться в постоянно меняющихся условиях. В этом состоит суть социального заказа - учить будущего специалиста познавать и самосовершенствоваться в разных областях (экономического воспитания, формирования новой экономической культуры, развития умений пользоваться инструментами экономического выбора, осуществления перспективных проектов).

 

В современных социально-экономичеких условиях особая роль в подготовке специалистов отводится экономическому образованию студентов учреждений среднего профессионального образования. Оно призвано сформировать экономическое мышление и привить навыки рационального экономического поведения, создать предпосылки для продолжения профессионального обучения и практической деятельности. Изучение экономики связано с другими дисциплинами - математикой, информатикой, историей, географией, правовым обществознанием и другими дисциплинами. Это позволяет создать у студентов колледжей адекватное, панорамное представление об окружающем мире, сформировать личность современного всесторонне образованного человека и гражданина. Анализ экономического образования в ряде образовательных учреждений позывает, что качество образовательного процесса зависит от оптимального сочетания самостоятельного курса экономики с другими обществоведческими курсами, от максимального использования межпредметных связей.

 

Актуальность экономического образования граждан обусловило расширение практики обсуждения органами управления образованием проблем экономического образования на заседаниях коллегий, региональных совещаниях, конференциях и семинарах. В некоторых территориях созданы координационные межведомственные советы по экономическому образованию с участием всех заинтересованных сторон, органов управления образованием, территориальных органов управления экономикой, территориальных органов по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, учреждений повышения квалификации работников образования, средних и высших учреждений профессионального образования и других организаций и ведомств.

 

Несмотря на то, что за прошедший период в преподавании экономики накоплен определенный опыт и разработано информационное и учебно-методическое обеспечение образовательного процесса, подходы к подготовке специалистов на современном этапе значительно обновляется.

 

В проекте Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 гг., в Основных направлениях деятельности Правительства РФ, на период до 2012 г. сделан вывод о том, что в российском образовании начаты системные изменения, направленные на обеспечение его соответствия, как требованиям инновационной экономики, так и запросам общества. При этом приоритетными направлениями в этой сфере являются приведение содержания и структуры профессиональной подготовки кадров в соответствие с современными потребностями рынка труда и повышения доступности качественных образовательных услуг.

 

Действенным механизмом создания обновленного образовательного пространства среднего профессионального образования является федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования (ФГОС СПО).

 

С 2008 года в Минобрнауки РФ осуществлялась подготовка третьего поколения стандартов (ФГОС СПО) на модульно-компетентностной основе. В разработке и экспертизе принимали широкое участие Федеральный институт развития образования РФ, педагогическая общественность средней и высшей профессиональной школы, работодатели и другие социальные партнеры. С 1 января 2010 года ФГОС среднего педагогического профессионального образования утверждены Минобрнауки РФ.

 

В ФГОС третьего поколения реализован принципиально новый подход, разработанный на модульно-компетентностной основе. В разделе «Характеристика профессиональной деятельности выпускников» обозначены область, объекты профессиональной деятельности выпускника. Подробно освещены виды деятельности будущего специалиста в соответствии с базовой или углубленной подготовкой. В разделе требований к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы указаны общие и профессиональные компетенции, которыми должен обладать будущий специалист, требования к программно-методическому обеспечению учебного процесса в колледже.

 

Модульное обучение отличается от традиционного, поскольку в пределах отдельного модуля осуществляется комплексное освоение умений и знаний в рамках формирования конкретной компетенции, которая обеспечивает выполнение соответствующего вида деятельности. Образовательное учреждение определяет специфику образовательной программы с учетом направленности на удовлетворение потребностей рынка труда и работодателей, конкретизирует конечные результаты обучения в виде компетенций, умений и знаний, приобретаемого практического опыта. В вариативной части образовательной программы колледж может увеличивать объем времени, отведенный на дисциплины и модули в соответствии с потребностями работодателей и специфической деятельности.

 

В процессе модульного обучения, основанного на компетенциях, ни в коей мере не занижается роль знаний. Наоборот, знания необходимы как для осуществления деятельности, так и для дальнейшего обучения. Образование становится непрерывным в течение всей жизни. Под непрерывным образованием понимается дополнительное образование специалистов, обеспечивающее оперативное обновление востребованных компетенций. Возможность учиться и переучиваться для подавляющего большинства людей молодого и среднего возраста в процессе освоения тех или иных образовательных модулей, которые необходимы им в определенный момент профессиональной карьеры – это требование времени.

 

Использование модульного подхода к формированию программ позволяет каждому учебному заведению стать инициатором обучающего интеллектуального ресурса, что исключает зависимость реализации модуля от наличия или отсутствия конкретного преподавателя, поскольку методика и учебные материалы могут быть освоены другим специалистом.

 

Согласно «Рекомендациям по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 № 03-1180) экономика в учреждениях среднего профессионального образования (далее – СПО) изучается с учетом профиля получаемого профессионального образования.

 

При освоении специальностей СПО социально-экономического профиля экономика изучается как профильный учебный предмет в объеме 117 часов. При получении специальностей СПО технического, естественно-научного и гуманитарного профилей экономика изучается в качестве модуля по программе учебной дисциплины «Обществознание».

 

Экономическая подготовка студентов колледжей, в соответствии с новыми стандартами, будет осуществляться по примерной программе учебной дисциплины «Экономика». Она предназначена для изучения экономики в учреждениях среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования, при подготовке квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена.

 

В примерное содержание учебной дисциплины входит изучение больших разделов экономики:

1. Экономика и экономическая наука.

2. Семейный бюджет.

3. Рыночная экономика.

4. Труд и заработная плата.

5. Деньги и банки.

6. Государство и экономика.

7. Международная экономика.

 

Каждый модуль содержит:

- требования к результатам освоения, в которых  описаны практический опыт, умения и знания студента в соответствии со специальностью;

- условия реализации программы профессионального модуля;

- контроль и оценку результатов освоения профессионального модуля;

- документацию по описанию специфики и содержания модуля;

- методические рекомендации по реализации модуля;

- учебные материалы.

 

Каждый учебный модуль, с одной стороны, относительно автономен, с другой, взаимосвязан с предыдущим и последующим модулями и завершается производственной практикой студента.

 

Новое звучание получают традиционные цели. При сохранении фундаментального образования увеличивается его практическая и жизненная значимость. В программе оптимально сочетается теоретическая и практическая составляющие обучения. При этом обеспечивается переосмысление места и роли теоретических знаний в процессе освоения компетенций, их систематизация, что в конечном итоге приводит к повышению учебной мотивации студентов.

 

Гибкость программы по ФГОС СПО состоит в том, что она:

- позволяют оперативно обновлять или заменять конкретные модули при изменении требований работодателя к экономическим компетенциям специалиста;

- дает возможность индивидуализировать обучение для каждого студента, исходя из его уровня знаний и умений и предыдущего обучения (или трудового опыта) путем комбинирования необходимых модулей;

- позволяет применять одни и те же модули в нескольких учебных программах.

 

Примерная программа ориентирована на достижение следующих образовательных целей:

- освоение основных знаний об экономической деятельности людей, экономике России;

- развитие экономического мышления, потребности в получении экономических знаний;

- воспитание ответственности за экономические решения, уважения к труду и предпринимательской деятельности;

- овладение умением подходить к событиям общественной и политической жизни с экономической точки зрения, используя различные источники информации;

- формирование готовности использовать приобретенные знания о функционировании рынка труда, сферы малого предпринимательства и индивидуальной трудовой деятельности для ориентации в выборе профессии и траектории дальнейшего образования.

 

Основу примерной программы составляет содержание, согласованное с требованиями федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования базового уровня. В программу включено профессионально направленное содержание, необходимое для усвоения профессиональной образовательной программы, формирования у обучающихся профессиональных компетенций. Особое внимание в программе уделяется формированию у обучающихся современного экономического мышления.

 

В рамках изучения дисциплины предусмотрены практические занятия по темам «Расчет длительности производственного цикла», «Анализ спроса и предложения, рыночного равновесия», «Расчет семейного бюджета», «Расчет прибыли и рентабельности продукции».

 

В результате изучения учебной дисциплины «Экономика» обучающийся должен:

 

знать/понимать:

- функции денег, банковскую систему, причины различий в уровне оплаты труда, основные виды налогов, организационно-правовые формы предпринимательства, виды ценных бумаг, факторы экономического роста;

 

уметь:

- приводить примеры: факторов производства и факторных доходов, общественных благ, российских предприятий разных организационных форм, глобальных экономических проблем;

- описывать: действие рыночного механизма, основные формы заработной платы и стимулирования труда, инфляцию, основные статьи госбюджета России, экономический рост, глобализацию мировой экономики;

- объяснять: взаимовыгодность добровольного обмена, причины неравенства доходов, виды инфляции, проблемы международной торговли;

 

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

- для получения и оценки экономической информации;

- составления семейного бюджета;

- оценки собственных экономических действий в качестве потребителя, члена семьи и гражданина.

 

Правильный подход к преподаванию экономики по новым стандартам позволит обеспечить целостность и преемственность восприятия студентами экономических знаний между общеобразовательной школой, колледжем и вузом, а также сочетать теоретические формы проведения занятий с практическими: написанием учебно-исследовательских работ, решением задач, проведением тренингов, деловых игр, моделированием и участием в работе учебных заведений.

 

На первой ступени обучения очень важно сформировать у обучающихся знания, необходимые для понимания природы экономических процессов, места и роли экономики в жизни людей, основных экономических закономерностей, связи микро- и макроэкономических явлений.

 

На следующей ступени в преподавании экономики упор делается на углубление знаний по основам экономической теории и ее прикладным аспектам, изучение видов и форм предпринимательской деятельности, формирование навыков самостоятельного принятия нестандартных решений в сложных ситуациях, профессиональную ориентацию и овладение элементарными профессиональными навыками.

 

Анализ преподавания экономики в учреждениях среднего профессионального образования позволяет сделать неутешительный вывод о превалировании наукообразного (академического) подхода, который характерен, прежде всего, для вузов. Привыкшие иметь дело с профессионально ориентированной аудиторией, преподаватели вузов делают акцент на изучение фундаментальных экономических основ. Преподаватели колледжей, опираясь на лекционную форму занятий, сталкиваются с отсутствием у большинства студентов мотивации к овладению курсом экономических знаний. Часто в рамках такого подхода происходит подмена экономического воспитания заучиванием экономической терминологии.

 

Особенностью современной системы среднего профессионального образования, как известно, является практикоориентированность, которая колеблется от 60 до 70 % в основных профессиональных образовательных программах по разным специальностям. Учитывая этот факт, обучение студентов экономике на втором этапе целесообразно осуществлять с опорой на практические формы подготовки. Это возможно, если в преподавании максимально использовать активные методы обучения: упражнения на формирование навыков принятия экономических решений разных уровней сложности, игровые экономические тренинги по развитию вектора собственной предпринимательской деятельности и, особенно, деловые игры, в основе которых лежат имитационные модели предприятия, функционирующего в условиях рыночной конкуренции.

 

Таким образом, экономическая подготовка студентов колледжа в современном профессиональном образовании должна опираться  на широкое использование активных методов обучения, что позволит развивать познавательные навыки студентов и творческое мышление, формировать экономические компетенции, будет способствовать повышению мотивации на успешную профессиональную деятельность.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Гомола А.И. Экономика. Примерная программа учебной дисциплины для профессий начального профессионального образования и специальностей среднего профессионального образования. - ФГУ «ФИРО» Минобрнауки России. - 2008.

 

2. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования. - М.: Академия. - 2008. - 368 c.

 

3. Рекомендации по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования». Письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 № 03-1180.

 

4. Фе­дераль­ная це­левая прог­рамма раз­ви­тия об­ра­зова­ния на 2011-2015 го­ды. Утверждена пос­та­нов­ле­ни­ем Пра­витель­ства Рос­сий­ской Фе­дера­ции от 7 фев­ра­ля 2011 г. № 61. 

 

 

 

Мир науки - научный журнал
Транспортные сооружения - научный журнал
Отходы и ресурсы - научный журнал