С 2018 года Интернет-журнал «Науковедение» выходит под новым названием
«Вестник Евразийской науки». Ждем вас на сайте https://esj.today!

Весь архив статей до 2018 года сохраняется на сайте http://naukovedenie.ru.



Структурные составляющие территории с высоким научным потенциалом

Кокорев Игорь Алексеевич

соискатель,

ст. преподаватель

НОУ ВПО ИГУПИТ
Е-mail: ifct-kokorev@mail.ru

 

Структурные составляющие территории с высоким научным потенциалом

 

Аннотация: Статья посвящена анализу взаимосвязи основных структурных составляющих непосредственно территорий с высоким научным потенциалом и  рынка труда функционирующего на этих территориях. Выделены следующие структурные составляющие рынка труда – работники научных учреждений расположенных на данных территориях, сотрудники бизнес-предприятий и персонал финансовых организаций.

Ключевые слова: Территории с высоким научным потенциалом, бизнес инкубаторы, рынок труда, структура рынка труда.

 

***

 

Развитие современной экономики немыслимо без развития науки, инновационных технологий, поиска новых идей. Но современный ученый не может жить в замкнутом, изолированном пространстве лаборатории. Все убыстряющиеся темпы развития сокращают срок от изобретения до массового выпуска продукта являющегося результатом изобретения. В острейшей международной конкуренции выигрывает та страна, которая сократит этот срок до минимума, создаст систему способствующую развитию научных исследований. Мировой опыт показал, что наиболее эффективной схемой способствующей развитию симбиоза науки и практики является создание территорий с высоким научным потенциалом.

Каждая страна выработала свой путь формирования таких территорий. Опыт США в этой деятельности можно считать классическим, ведь именно необычайно высокая эффективность американских территорий с высоким научным потенциалом побудила другие государства к созданию у себя подобных зон.

Структура территории с высоким научным потенциалом имеет ряд особенностей по сравнению с обычным поселением или регионом.  Это, несомненно, накладывает отпечаток на процессы формирования, функционирования и развития рынка труда на этих территориях. В свою очередь каждая структурная составляющая (см. рисунок) оказывает влияние на рынок труда территорий с высоким научным потенциалом.

Важнейшей структурной составляющей в формировании и развитии территорий с высоким научным потенциалом является государство, оно может выступать как инициатор по созданию территорий с высоким научным потенциалом (например, Япония -  проект создания технополисов, Россия – проект по созданию иннограда в Сколково), так же государство выступает в качестве регулятора деятельности подобных территорий через законотворчество (ФЗ РФ «Закон о статусе наукоградов РФ», ФЗ РФ «О ЗАТО» и др. законы и подзаконные акты).


Говоря о российской государственной политике по отношению к наукоградам, как наиболее характерным проявлениям территорий с высокой концентрацией научного потенциала можно отметить, что «анализ процесса формирования и развития государственной политики в отношении наукоградов дает основание характеризовать этот процесс в целом как противоречивый и непоследовательный. Основным противоречием является резкое расхождение между официальными документами и практикой их реализации. Поэтому говорить о государственной политике в отношении наукоградов, как о целостном явлении, можно лишь с определенной долей условности» [5]. В то же время зарубежный опыт показывает большое внимание со стороны властей, в том числе региональных к вопросам создания территорий с высоким научным потенциалом. Так, например, в США региональные программы создания и развития научных парков и инкубаторов были в 22 штатах, а число их (программ) равнялось 150. В 1984 г. по данные газеты «Wall street journal» число штатов, разработавших программы развития, достигло 33, число самих программ выросло до 200. В 1985 г. было охвачено уже 40 штатов, а в 1988 г. - 45 (из общего числа 50), количество же программ приблизилось к 500 [1]. Еще большее участие в создание территорий с высоким научным потенциалом принимает государство в Японии, все современные города науки (технополисы) созданы по инициативе и строгим контролем государственных органов.  Таким образом, можно говорить о необходимости дальнейшего развития государственной поддержки территорий с высоким научным потенциалом, как на федеральном, так и на региональном уровне.

Применительно к рынкам труда, можно отметить такую задачу государства как привлечение высококвалифицированных специалистов к работе на таких территориях, в первую очередь выработка мер по преодолению «утечки мозгов».  

Центральным элементом модели является научное учреждение, как показывает зарубежная практика в часто в этой роли выступает высшее учебное заведение с мощной исследовательской базой, на основе которой идет активная научная работа с целью создания новых высокотехнологичных продуктов. Такими в США стали Стэндфордский университет Массачусетский технологический институт (МТИ), на сегодняшний день научный парк в той или иной форме создан практически при каждом достаточно крупном американском университете. В отличие от США в Японии университеты играют менее заметную роль в формировании и развитии территорий с высоким научным потенциалом, более видное место здесь отдано научно-исследовательским институтам. В странах Европейского союза в университетах трудится примерно 1/3 часть научных работников (22% в Германии, 25% во Франции, 24% в Великобритании, 29% в Нидерландах, 29% в Австрии) [3]. Остальные ученые заняты в самых различных научных организациях, как в государственных, так и в частных. Большой концентрацией работников научной сферы отличаются наукограды, так например в г. Дубна, доля работающих в организациях научно-производственного комплекса в 2007 г. составила 35,7% [4].

Работники научных учреждений представляют собой первую структурную составляющую рынка труда территорий с высоким научным потенциалом.

Деятельность исследователей (часть исследователей заняты фундаментальными разработками финансируемыми, как правило, государством, упущение в фундаментальных, не имеющих ярко выраженного практического характера  исследований приводит в конечном итоге к невозможности дальнейших прикладных исследований) работающих в вышеуказанных научных учреждениях направлена на создание новых инновационных технологий в самых различных областях экономики, но  просто создать новый продукт недостаточно, необходимо освоить его промышленное, массовое производство.  Поэтому важнейшим элементом территорий с высоким научным потенциалом являются  бизнес - организации занятые внедрением в производство высокотехнологичной продукции. Как правило, для этого создаются специальные площадки – инкубаторы. Например, инкубатор созданный в наукограде Дубна заявляет следующие задачи своей деятельности: «Основной задачей Инкубатора является содействие процессу создания и становления малых и средних предприятий, а также реализации отдельных проектов в научно-технической (инновационной) сфере деятельности, в первую очередь, по приоритетным для г. Дубны,  как наукограда Российской Федерации,  направлениям» [2]. В наукограде Дубна для инкубатора выделено специально оборудованное помещение, на территории которого размещаются фирмы занятые инновационной деятельностью, решение о размещение фирмы на территории инкубатора принимается Попечительским советом Инновационно-технологического инкубатора г. Дубны.

Внедрение инновационных технологий создаваемых на территориях с высоким научным потенциалом (в данном случае наукоградах) может осуществляться не только через бизнес – инкубаторы. Так в  наукограде Обнинск Калужской области для достижения этой цели создан Обнинский центр науки и технологий (ОЦНТ), являющийся крупнейшим предприятием инновационной инфраструктуры в Калужской области.

Динамика структуры доходов ОЦНТ в % отношении отражена в приведенной ниже таблице.

 

Структура доходов Обнинского центра науки и технологий.

 

2005

2006

2007

2008

НИОКР

32

27

23

29

Несерийные поставки

16

8

12

19

Серийное производство

43

55

49

40

Прочие услуги (маркетинг, выставочная деятельность, бизнес-планирование)

8

10

17

12

 

Сотрудники бизнес-инкубаторов или организаций подобных Обнинскому центру науки и технологий представляют вторую структурную составляющую рынка труда территорий с высоким научным потенциалом.

Создание и внедрение научных разработок требует финансирования, которое не может полностью взять на себя государство. Не достаточно для этого и средств самих научных и бизнес – организаций.  Как показывает международный опыт, эту функцию на себя берут различные негосударственные финансовые организации, например, венчурные фонды. На начало августа 2010 года в России действует 22 региональных венчурных фонда инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере, созданных в 2006-2010 годах Минэкономразвития РФ совместно с администрациями регионов общим объемом 8,624 млрд. руб.

Более четверти из венчурных фондов были созданы открытыми или полуоткрытыми, например, такие, как региональные фонды ЕБРР или Российско-Американский Инвестиционный фонд (объем фонда – 440 млн долл. США, основан в 1995 году с помощью средств, предоставленных Конгрессом США). Остальные фонды, например, PaineWebber Mitchell Hutchins (сейчас – Russia Partners), SUN Group, AIG, ING Barings Group, Framlington и Daiwa, имеют частных спонсоров. Эти фонды инвестируют в широкий спектр секторов российской экономики, включая добычу и обработку природных ресурсов, лесную и целлюлозно-бумажную промышленность, связь, СМИ, сферу высоких технологий, производство товаров широкого потребления, фармацевтику, транспорт, дистрибуцию, сферы недвижимости и услуг. По оценке Министерства промышленности и науки РФ, доля высокотехнологичных проектов, являющихся объектами инвестирования, составляет всего около 5% (за рубежом – порядка 30%).

В рамках решения сверхзадачи сохранения и приумножения научно-технического потенциала России перед государством особенно остро стоит вопрос обеспечения привлекательности для частного венчурного инвестора именно научно - и технически значимых проектов. Как видно из приведенных цифр пока эта задача  в России не решена, что с другой стороны говорит о значительных перспективах по развитию отечественного венчурного финансирования.

Представителей финансовых организаций можно отнести к третьей структурной составляющей рынка труда территорий с высоким научным потенциалом.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1.                  Авдулов А.Н., Кулькин А.М., Научные и технологические парки, технополисы и регионы науки. – М.: ИНИОН РАН, 2005. – 32 с.

2.                  Временное положение об инновационно-технологическом инкубаторе города Дубны

3.                  Иванов В.В., Петров Б.И., Плетнев К.И. Территории высокой концентрации научно-технического потенциала в странах ЕС. М.: Сканрус, 2001. – с. 20.

4.                  ИЗВЛЕЧЕНИЯ ИЗ АНКЕТЫ наукограда Российской Федерации г. Дубны Московской области (данные мониторинга 2008 год)

5.                О состоянии государственной политики о наукоградах и направлениях ее развития// Доклад рабочей группой Комитета Государственной Думы по вопросам местного самоуправления по изучению и совершенствованию законодательства о наукоградах. М. 2006.