О необходимости более эффективного применения информационных технологий в сфере образования

Бойков Александр Игоревич

соискатель,

ст.преподаватель

НОУ ВПО ИГУПИТ
Е-mail: artprimus@mail.ru

 

О необходимости более эффективного применения информационных технологий в сфере образования

 

Аннотация: В статье отмечается, что главными принципом использования компьютера в процессе информатизации образования то ориентация на те случаи, когда преподаватель не может в полном объеме выполнить поставленную педагогическую задачу. Так е отмечается, что компьютер должен помогать развитию творческих способностей учащихся, способствовать обучению новым профессиональным навыкам и умениям, развитию логического мышления. Процесс обучения должен быть направлен не на умение работать с определенными программными средствами, а на совершенствование технологии работы с различной информацией: аудио- и видео-, графической, текстовой, табличной.

Ключевые слова: Компьютер, информационные технологи в образовании, визуальные методы перподавания.

 

***

 

В современном обществе применение информационных технологий во всех сферах жизнедеятельности стало обязательным сопровождающим компонентом. Особенно важная роль её применению отводится в области познания, изучения, т.е. в сфере образования. ИТ-технологии  занимают одно из ведущих мест в интеллектуализации человека и общества в целом, повышении культурного и образовательного уровня каждого гражданина.

В последнее время в сфере образования информационные технологии, основанные на новейших компьютерных и аудиовизуальных достижениях науки и техники, находят все большее применение. Одним из эффективных направлений реализации образовательных услуг является использование различных форм обучения на основе информационных и обучающих технологий.

Помимо этого, стремление активно применять современные информационные технологии в сфере образования необходимо ориентировать на повышение уровня и качества подготовки специалистов. С каждым годом растет количество организаций и предприятий обращающихся на рынок образовательных услуг. В связи с этим в самых благоприятных условиях оказываются те учебные заведения, которые включают в себя довузовское, вузовское и послевузовское образование с использованием новых образовательных технологий.

Использование таких средств обучения,  как электронные учебные издания, компьютерные обучающие системы в гипертекстовом и мультимедийных вариантах, аудио и видео учебно-информационные материалы, информационные базы и банки данных с удаленным доступом, электронные библиотеки, средства обучения на основе виртуальной реальности, которые дают широкие возможности для эффективного проведения образовательного процесса  и позволяют лучше удовлетворить требования пользователей и тем самым обеспечить востребованность образовательных услуг.

Необходимо выделить некоторые важные аспекты в процессе информатизации образования. Одной из главных проблем методологического аспекта можно назвать выработку основных принципов образовательного процесса, которые могли бы соответствовать современному уровню развития информационных технологий. В настоящее время новые технологии искусственно интегрируются в традиционные образовательные формы, что не дает должного эффекта. Необходимо выработать новые подходы к формированию основных требований к каждому уровню образования с учетом мультимедиа возможностей.

При рассмотрении вопросов информатизации образовательного процесса в условиях рыночной экономики очень важно учитывать и прослеживать экономическую сторону проблемы. В экономической основе информационного общества лежат отрасли информационной индустрии (аудиовизуальная, телекоммуникационная, компьютерная, электронная), которые переживают процесс технологической конвергенции и корпоративных слияний.

В образовательном пространстве мира происходит интенсивный процесс формирования мировой «информационной экономики», заключающийся в глобализации информационных, информационно-технологических и телекоммуникационных рынков, возникновении мировых лидеров информационной индустрии, превращении «электронной торговли» по телекоммуникациям в средство ведения бизнеса. Россия, к сожалению, на данном этапе развития не принимает активного участия в информационной индустрии, что во многом способствует навязыванию западных стандартов в образовании.

В настоящее время создано и используется достаточно большое количество программных и технических разработок,  обеспечивающих успешную реализацию отдельных информационных технологий. Но при этом на практике используются существенно различающиеся методические подходы, несовместимые технические и программные средства, затрудняющие тиражирование, что становится преградой на пути общения с информационными ресурсами и компьютерной техникой, приводит к распылению сил и средств.

Различный подход к информатизации на уровне вузов  вызывает большие трудности у учащихся при переходе с одного уровня обучения на другой, приводит к необходимости расходования большого объема учебного времени на освоение элементарных основ современных компьютерных технологий.

Поэтому необходима интеграция усилий участников образовательного процесса в рамках формирования единого информационного пространства общероссийского и регионального образования на единых концептуальных, методологических и технологических принципах.

Технологической основой информационного общества являются телекоммуникационные и информационные технологии, которые стали лидерами технологического прогресса, неотъемлемым элементом любых современных технологий, они порождают экономический рост, создают условия для свободного обращения в обществе больших массивов информации и знаний, приводят к существенным социально-экономическим преобразованиям и, в конечном счете, к становлению информационного общества.

Основными преимуществами современных информационных технологий являются: наглядность, возможность использования комбинированных форм представления информации - данные, стереозвучание, графическое изображение, анимация, обработка и хранение больших объемов информации, доступ к мировым информационным ресурсам, которые должны стать основой поддержки процесса образования.

Необходимость усиления роли самостоятельной работы обучаемого требует  внесения существенные изменений в структуру и организацию учебного процесса, повышению эффективности и качества обучения, активизации мотивации познавательной деятельности в ходе изучения теоретического и практического  учебного материала по той  или иной дисциплине.

В процессе информатизации образования необходимо иметь в виду, что главный принцип использования компьютера - это ориентация на те случаи, когда человек не может выполнить поставленную педагогическую задачу. Например, преподаватель не может наглядно продемонстрировать большинство физических процессов без компьютерного моделирования.

С другой стороны, компьютер должен помогать развитию творческих способностей учащихся, способствовать обучению новым профессиональным навыкам и умениям, развитию логического мышления. Процесс обучения должен быть направлен не на умение работать с определенными программными средствами, а на совершенствование технологии работы с различной информацией: аудио- и видео-, графической, текстовой, табличной.

Современные мультимедиа технологии и инструментальные средства позволяют реализовать всю гамму компьютерных обучающих программ. Однако их использование требует от преподавателей достаточно высокой квалификации пользователя.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1.                  Субетто А.И., Основы системологии образования: Монография в 2-х ч. 2 Изд. Переработанное и дополненное. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006.-251с.

2.                  Федоров В.А., Колегова Е.Д. Инновационные технологии в управлении качеством образования/ Под редакцией Г.И. Романцева – Екатеринбург: Изд-во РГППУ, 2002. – 176с.