Подготовка магистров в области коммерциализации научных разработок

Кострюкова Наталья Николаевна

Старший преподаватель экономического факультета

НОУ ВПО ИГУПИТ

Соискатель на степень к.э.н.

Kostryukova Natalia

senior Lecturer of Economics department

applicant for candidate's degree in economic science
Е-mail: 123-g@mail.ru

Подготовка магистров в области коммерциализации научных разработок

Аннотация: В статье приводится основные направления по разработке учебного плана и системы учебно-методических комплексов, в области коммерциализации научных разработок, которые позволяют выстраивать траекторию индивидуального развития специалистов осуществляющих научную деятельность на территориях с высоким научным потенциалом.

Ключевые слова: Коммерциализация научных разработок, магистры, территории с высоким научным потенциалом, наукограды.

***

Для построения в России экономики основанной на знаниях необходимо создание условий для превращения научно-технического потенциала в один из основных ресурсов устойчивого экономического роста. Президентом Российской Федерации в послании федеральному собранию (май 2006 г.) [1] была отмечена необходимость изменения структуры отечественной экономики с целью придания ей инновационного качества, что делает необходимым решение ряда основополагающих задач, а именно:

- стимулирования роста инвестиций в производственную инфраструктур и в развитие инноваций;

- повышения ориентированности научных организаций на потребности реальной экономики: «…реализация совместных планов Правительства и Академии Наук по модернизации научной не будет формальной, а принесет реальные результаты, даст отечественной экономике перспективные научные разработки».

Одним из путей решения поставленных задач должно стать дальнейшее развитие отечественных территорий с высоким научным потенциалом [4]. Мировой опыт показывает, что подобные территории формируются в виде системы включающей ряд элементов. Центральным элементом модели является научное учреждение. Большое значение в развитии таких территорий отведено государству, оно может выступать как инициатор по созданию территорий с высоким научным потенциалом (например, Япония - проект создания технополисов [5], Россия – проект по созданию иннограда в Сколково [6]), так и в качестве регулятора деятельности подобных территорий через законотворчество (ФЗ РФ «Закон о статусе наукоградов РФ», ФЗ РФ «О ЗАТО» и др. законы и подзаконные акты [2;3]). Так же государство принимает активное участие в финансирование данных территорий.

При этом государство не в состоянии полностью взять на себя обеспечение создания и внедрения научных разработок. Не достаточно для этого и средств самих научных и бизнес – организаций. Как показывает международный опыт, эту функцию на себя берут различные негосударственные финансовые организации, например, венчурные фонды, которые становятся еще одним элементом системы территорий с высоким научным потенциалом. На начало августа 2010 года в России действует 22 региональных венчурных фонда инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере, созданных в 2006-2010 годах Минэкономразвития РФ совместно с администрациями регионов общим объемом 8,624 млрд. руб.

Связующим звеном между этими элементами выступают представители бизнеса, желающие использовать для внедрения в производство достижений науки. Российская практика показывает недостаточное обеспечение территорий с высоким научным потенциалом квалифицированными кадрами именно в области коммерциализации научных разработок.

Нами предложена программа подготовки таких кадров в рамках обучения магистров по специальности 08100 Экономика под названием «Коммерциализация научных разработок». Программа предполагает возможность разработки индивидуальной траектории развития специалиста, выразившего желание заниматься внедрением в производство и получением коммерческого результата от научной деятельности.

Программа подготовки магистра-исследователя включает в себя дисциплины направления, которые помогут магистранту в исследовании выбранной им темы, дисциплины национально-регионального компонента и специальные дисциплины, направленные на отработку необходимых навыков. Часть учебного плана составляют дисциплины по выбору, которые магистрант изучает в зависимости от своего интереса. Кроме того, предусмотрены научные исследования, и изучение дисциплин в соответствии с выбранной магистерской программой Учебный план рассчитан на два года. Обучение заканчивается защитой магистерской диссертации.

Основная задача магистерской подготовки состоит в том, чтобы наряду с определенной фундаментальной экономической и управленческой подготовкой дать студентам возможность овладеть углубленными конкретно экономическими и управленческими знаниями и прикладными навыками и умениями. Поэтому в период обучения студенты изучают как теоретические, так и конкретно экономические и инструментальные дисциплины.

Согласно Федеральному государственному стандарту высшего профессионального образования по направлению подготовки 080100 Экономика (квалификация (степень) «магистр»), курс включает общенаучный и профессиональный циклы. Каждый цикл, в свою очередь, включает обязательную и вариативную (устанавливаемую Вузом) части.

Курс подготовки магистров по специализации «Коммерциализация научных разработок» включает следующие обязательные дисциплины общенаучного цикла:

- Методология научных исследований

- Современные проблемы экономической науки.

- Математическая экономика.

- Актуальные проблемы экономической политики России.

- История науки.

- Современные информационные технологии в науке и образовании.

Вузовский компонент общенаучного цикла включает следующие дисциплины:

- Профессиональный иностранный язык.

- Современные проблемы бухгалтерского учета и аудита.

- Управление рисками.

- Экономика предпринимательской организации.

- Финансы корпораций.

- Актуальные проблемы современного менеджмента.

- Актуальные проблемы международных экономических отношений.

- Управление проектами.

Профессиональный цикл включает следующие дисциплины:

- Научная разработка как основа наукоемкого бизнеса.

- Организация наукоемкого бизнеса предприятия.

- Система работы малого инновационного предприятия.

- Кадровое обеспечение процесса коммерциализации разработок.

- Финансирование инновационной сферы.

- Создание центров коммерциализации.

- Правовое обеспечение инновационной деятельности.

Обучение организовано по модульному принципу. Отсутствуют специальные экзаменационные сессии. В каждом триместре изучается в среднем 4 – 6 дисциплин. Продолжительность каждого курса не более одного триместра. Отсутствует традиционное административное деление аудиторных часов на лекционные и семинарские занятия. Преподаватели имеют право самостоятельно решать вопрос о формах обучения и контроля. Такая форма обучения дает возможность разработки индивидуального плана обучения, с апробированием результатов исследования в ходе коммерциализации конкретных научных разработок.

ЛИТЕРАТУРА

1. Послание президента Российской Федерации федеральному собранию (май 2006 г.)

2. Закон РФ от 14 июля 1992 г. N 3297-1 "О закрытом административно-территориальном образовании"

3. Закон РФ от 7 апреля 1999 года №70-ФЗ «О статусе наукограда Российской Федерации»

4. Доклад Комитета по вопросам местного самоуправления Федеральному Собранию Российской Федерации «О состоянии государственной политики о наукоградах и направлениях ее развития», Москва, 2006.

5. Авдулов А.Н., Кулькин А.М. Научные и технологические парки, технополисы и регионы науки. М.: ИНИОН РАН, 2005.

6. О замысле, осуществлении и критике проекта «Сколково» (информационно-аналитический обзор: сентябрь 2009 г. – декабрь 2010 г.). Медиагруппа «ТПП-Информ»// http://www.tpp-inform.ru/analytic/

Мир науки - научный журнал
Транспортные сооружения - научный журнал