Поиск дополнительных источников бюджетных доходов с целью формирования финансовых ресурсов для обеспечения экологической безопасности Российской Федерации

Есина Елена Ивановна,

соискатель,

Межрайонная инспекция

по налогам и сборам №23

по Ростовской области

Старший государственный

налоговый инспектор.

 

Esina Elena Ivanovna

Interdistrict inspection

under taxes and tax collections

№23 across the Rostov region

The senior state tax inspector.

Esina_L@mail.ru

 

Поиск дополнительных источников бюджетных доходов с целью формирования финансовых ресурсов для обеспечения экологической безопасности Российской Федерации

 

Аннотация.

В статье представлен анализ действующей системы экологических налогов и платежей Российской Федерации, предложены направления совершенствования налогообложения в экологической сфере.

Ключевые слова.

Экологическая безопасность, платежи за пользование природными ресурсами, экологические налоги

 

***

 

В большинстве развитых странах с эффективно действующим механизмом обеспечения экологической безопасности государства  основным источником финансирования данной отрасли являются экологические налоги и платежи. Усиление значения этих налогов и платежей в ряде развитых государств оценивается как важнейшее направление кардинального реформирования налоговой системы в целом.

В современной России экологические налоги и платежи по правовой природе являются как налоговыми, так и неналоговыми. Налоговые платежи устанавливаются Налоговым кодексом РФ, неналоговые действуют в соответствии с ресурсным законодательством РФ. Так, статьями 13 - 15 Налогового кодекса РФ установлены налоги и сборы, которые могут быть отнесены к платежам за пользование природными ресурсами: федеральные налоги и сборы - налог на добычу полезных ископаемых, водный налог, сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов, а также местный земельный налог [5;6]. Кроме того, для целей привлечения иностранных инвесторов к разработке месторождений полезных ископаемых законодательно предусмотрен специальный налоговый режим - система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции, в соответствии с которым инвестор уплачивает только часть налогов и сборов. Неналоговый характер имеют плата за негативное воздействие на окружающую среду, платежи за пользование недрами, арендная плата за землю, платежи за пользование водными объектами, платежи за пользование лесным фондом [1;2-4;7-10]. Таким образом, в Российской Федерации обязательные платежи экологической направленности, связанные с природопользованием, законодательно в отдельную систему не выделены.

Отнесение платежей к налоговым или неналоговым означает наличие или отсутствие возможности применения мер принудительного взыскания платежей, начисления пени и применения налоговых санкций. На наш взгляд, улучшение процедур администрирования сферы природных ресурсов заключается в том, что все экологические налоги и платежи за пользование природными ресурсами должны иметь налоговый характер, систематизироваться и регулироваться единым Налоговым кодексом РФ, поскольку платежи налогового характера более жестко регламентированы, эффективнее контроль за их взиманием по сравнению с платежами неналогового характера. Это позволит наиболее эффективно контролировать процесс собираемости указанных платежей.

Существующая в России система экологических налогов и платежей может быть схематично представлена в следующем виде (Рис.1).

 

 

Рис.1. Экологические налоги и обязательные платежи, действующие в Российской Федерации в 2011 году.

Обобщение мирового опыта налогообложения в экологической сфере позволяет предложить следующие направления его совершенствования в Российской Федерации, актуальность которых предопределена задачей поиска дополнительных источников бюджетных доходов в условиях экономического кризиса и необходимостью перераспределения налоговой нагрузки. В частности, представляется целесообразным введение следующих видов экологических налогов.

1) Налог на товары, производство которых сопровождается возникновением негативных экологических экстерналий, или «продуктовый» налог. Данный налог можно трактовать и как налог на использование экологически вредных технологий производства. Предпринимателям, которые используют экологически безопасные технологии, следует установить налоговые льготы. Продуктовый налог является косвенным налогом, он стимулирует повышение рыночной цены соответствующих товаров, что приводит к ограничению и рационализации их потребления. Таким образом, экологически вредные, но дешевые при производстве продукты станут дороже, чем экологически безопасные. Продуктовый налог может применяться на тару одноразового использования, различные контейнеры для питья (в том случае, когда на них не распространяется залоговая система), алюминиевую фольгу, пестициды, некоторые моющие средства, соль для посыпки дорог и т.п. Объектом налогообложения может быть и продукция, изготовленная из дефицитного сырья, например, тропической древесины.

2) Налог на потребление вредной для окружающей среды продукции. Это могут быть налоги на различные виды топлива, в том числе на бензин, в зависимости от содержания в нем свинца, а также налоги на содержание в топливе углерода. Например, в Германии такой налог платится при покупке бензина. Поэтому население Германии старается использовать машины, которые потребляют меньше бензина и, соответственно, меньше загрязняют окружающую среду, чем достигается регулирующий эффект налога для охраны окружающей среды. В отдельных странах налоговое обязательство значительно уменьшается автомобилей с низким содержанием вредных веществ в выхлопе. В ряде стран налог тем выше, чем выше удельный расход топлива. Это стимулирует покупателя к приобретению экономичных и дружественных окружающей среде машин. Объектом обложения экологическим налогом могут также признаваться транспортные средства старше 10 лет на момент регистрации. Применительно к автотранспорту экологические налоги разделяют на 4 группы: налог, уплачиваемый при приобретении автомобиля или при начале его эксплуатации (регистрационный сбор); ежегодный транспортный налог; налоги на топливо; другие налоги и платежи (страховка, платные дороги, парковка и т.д.).

Экологическую направленность имеют и специальные регистрационные сборы на транспортные средства, уровень которых зависит от расхода в соответствии со стандартами топлива. Независимо от того, что порядок уплаты, последствия неуплаты и другие аспекты регулирования у налогов и сборов различны (многие понятия, применимые к налогам (налогоплательщик, налоговый агент, объект налогообложения), неприменимы к сборам, регистрационные сборы обладают основными признаками налога с определенной особенностью их исчисления и уплаты. Регистрационный сбор уплачивается в 10 странах ЕС. Этот сбор обычно привязан к стоимости автомобиля, мощности двигателя, удельному расходу топлива, нормативам выхлопа или комбинации этих факторов. Наиболее проста схема начисления сбора в Дании - пропорционально цене. В Австрии сбор зависит от удельного расхода топлива. Применительно к России возможно введение экологического сбора при въезде транспортных средств, не являющихся резидентами, на территорию страны.

3) таможенные пошлины на ввоз в страну экологически вредной продукции.

4) Налог на вторичную переработку или «залоговую стоимость». Его суть заключается в установлении фиксированной надбавки к цене продукции, учитывающей расходы на вторичную переработку изделия уже после его использования. Благодаря этому налогу, например, в Канаде стало очень выгодно перерабатывать пластиковые бутылки, шины и прочее вторсырье. Причем потребитель товара от этого не страдает. Сдавая отходы в пункт приема, он получает залоговую стоимость обратно.

Главное преимущество этих налогов заключается в эффективном, без  применения административных мер, вытеснении с рынка нежелательной, то есть вредной, продукции и создать конкурентное преимущество товарам с более высокими экологическими параметрами. Кроме того, введение дополнительных экологических налогов позволит получить дополнительные средства как для целей общего пополнения бюджетных доходов, ограниченных  по поступлениям в силу негативной кризисной ситуации в экономике, так и для реализации государственной политики в области охраны окружающей среды. При этом введение новых экологических налогов следует сопровождать контролем за постоянством общего налогового бремени.

В рамках совершенствования системы экологических налогов и платежей считаем целесообразным реализовать следующие мероприятия:

- аккумулировать и использовать по целевому назначению выплаты компании за причиненный экологии ущерб. Частично поступления от штрафов и экологических налогов и платежей возвращать предприятию с условием, например, строительства или модернизации очистных сооружений. Соответственно, появится заинтересованность предприятий в природоохранных мероприятиях

- предоставлять льготы предприятиям, которые производят продукцию с высокими экологическими требованиями. Ведь, с одной стороны, предприятие, переходя на новые технологии, увеличивает затраты на производство, а с другой — при предоставлении ему льгот производит экологичные товары с той же себестоимостью, что и вредные.

- для каждого предприятия необходимо создать специальный депозитный счет, на который поступало бы 80 процентов уплачиваемого экологического налога. Деньги с этого счета можно было бы использовать только на то, чтобы модернизировать производство, сделать его экологически безопасным.

Исходя из эффективного опыта зарубежных стран в сфере экологического налогообложения, считаем целесообразным применить в РФ следующие инструменты финансового воздействия:

- увеличение ставок транспортного налога на транспортные средства, негативно влияющие на окружающую среду. Так, например, в Швеции с 2011 года вводится налог на автомобили, выброс углекислого газа у которых превышает 120 г/км. Ежегодный транспортный налог также может иметь регулирующее значение. В Германии он зависит от объема двигателя и существенно повышается для автомобилей, не удовлетворяющих стандартам выхлопа, установленным в ЕС. В Испании  с 2012г. дорожная полиция будет штрафовать водителей автомобилей, у которых выбросы углекислых газов превышают допустимые нормы [12];

- освобождение от транспортного налога экологических автомобилей на 5 лет после их приобретения (данный опыт применяется в Швеции), для чего следует сформировать законодательное определение «экологического статуса» автомобиля, разделение транспортных средств на экологические классы.

Финансовые ресурсы, формируемые за счет поступления экологических налогов в бюджет, необходимо направлять на стимулирование охраны природы потребителями, разработку и внедрение безотходных технологий, утилизацию отходов, расчистку старых свалок и т.п. Так, в Дании за счет этих средств действует специальная схема по сбору устаревших и вышедших из употребления автомобилей. В рамках этой схемы владельцам транспортных средств, потребление которых связано с существенной нагрузкой на окружающую природную среду (таковыми считаются автомобили, срок службы которых превышает 10 лет), выплачивается за их «сбор» специальная премия.

Таким образом, экологические платежи не могут рассматриваться только как источник пополнения общих доходов государства и должны иметь целевой характер. Для этих целей представляется целесообразным введение системы специальных фондов, на счета которых будут поступать и откуда будут расходоваться средства на охрану окружающей среды, восстановление и воспроизводство природных ресурсов. Предлагается средства от взимания экологических налогов и платежей распределять следующим образом: 10% - федеральный экологический фонд, 30% - экологические фонды субъектов Федерации, 60% - местные экологические фонды. При этом администраторами поступающих в указанные фонды доходов должны выступать налоговые органы. Наиболее наглядно распределение средств от экологических налогов и платежей по фондам представлено на рис.2.

 

 

Рис. 2. Распределение средств от экологических налогов и платежей по фондам

Ранее, начиная с 1990 г., в России при формировании системы экологических платежей были созданы следующие федеральные фонды, в которые зачислялись отдельные экологические платежи: экологический фонд, фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы, фонд восстановления и охраны водных объектов, фонд управления, изучения, сохранения и воспроизводства водных биологических ресурсов. С 1 января 2000 г. указанные федеральные фонды консолидированы в федеральном бюджете, в связи с чем, целевой характер расходования экологических платежей на природоохранные цели был утрачен [11, c.13]. В настоящее время в России практически нет источников, из которых можно было бы финансировать работы по защите окружающей среды. Поэтому каждая экологически опасная ситуация рискует стать чрезвычайной. Введение системы экологических фондов – наиболее эффективный способ решения проблемы финансирования экологической сферы.

Следует также отметить нерациональное рассредоточение контрольных функций в экологической сфере. Органами государственного финансового контроля по ресурсным платежам являются не только налоговые органы (органы Федеральной налоговой службы), но и иные администраторы - Министерство природных ресурсов и экологии РФ, Федеральная служба  по  надзору в сфере природопользования, Федеральное агентство по недропользованию, Федеральное агентство водных ресурсов, Федеральное агентство лесного хозяйства, Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору и др. [13] Такое распределение функций представляется неэффективным, поскольку отсутствует целостность и единство управления процессами сбора, аккумулирования и распределения финансовых ресурсов для финансирования природоохранных мероприятий. Необходимо создать единый государственный орган, отвечающий за администрирование экологических платежей.

Предлагаемые направления совершенствования системы налогообложения в сфере охраны окружающей среды и природопользования позволят, с одной стороны, гибко регулировать общественные отношения в направлении реализации политики экологической безопасности, с другой стороны, обеспечивать формирование необходимых средств для природоохранных целей.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. «Водный кодекс Российской Федерации» от 03.06.2006 N 74-ФЗ // Система ГАРАНТ, 2009.

2.  Закон РФ от 21.02.1992 №2395-1 «О недрах» // Система ГАРАНТ, 2009.

3. «Земельный кодекс Российской Федерации» от 25.10.2001 N136-ФЗ // Система ГАРАНТ, 2009.

4. «Лесной кодекс Российской Федерации» от 04.12.2006 N200-ФЗ // Система ГАРАНТ, 2009.

5. «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 31.07.1998 N146-ФЗ // Система ГАРАНТ, 2009.

6. «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 05.08.2000 N117-ФЗ // Система ГАРАНТ, 2009.

7. Федеральный закон от 24.04.1995 №52-ФЗ «О животном мире» // Система ГАРАНТ, 2009.

8. Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» // Система ГАРАНТ, 2009.

9. Федеральный закон от 20.12.2004 №166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» // Система ГАРАНТ, 2009.

10. Федеральный закон от 11.10.1991 №1738-1 «О плате за землю» // Система ГАРАНТ, 2009.

11. Юмаев М.М. Платежи за пользование природными ресурсами: Научно-практическое пособие. – М.: ООО «Статус-Кво 97», 2005. – С.13

12. www.espanarusa.com

13. www.council.gov.ru

 

Мир науки - научный журнал
Транспортные сооружения - научный журнал