С 2018 года Интернет-журнал «Науковедение» выходит под новым названием
«Вестник Евразийской науки». Ждем вас на сайте https://esj.today!

Весь архив статей до 2018 года сохраняется на сайте http://naukovedenie.ru.



Толерантность как актуальная проблема: к десятилетию федеральной целевой программы «формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001-2005 годы)»

Иркаев А.Г.

аспирант Кафедры философии и мировоззренческой безопасности

Института государственного управления, права и инновационных технологий

(НОУ ВПО ИГУПИТ)

 

Irkaev A.G. 

post-graduate Department of philosophy and worldview safety 

Institute of public administration, law, and innovative technologies (IGUPIT)
Е-mail: 123-g@mail.ru

 

Толерантность как актуальная проблема:

к десятилетию федеральной целевой программы «формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе

(2001-2005 годы

 

Tolerance as a pressing problem:

the decade of the federal target program 

"formation installations of toleration consciousness and preventing extremism in russian society (2001-2005 years)"

 

Аннотация: Статья посвящена актуальной теме толерантности – социальному фактору, играющему важную роль в современных отечественных и мировых процессах в связи глобализацией экстремизма, провоцирующего терроризм. Акцент делается на анализ подходов к понятию «толерантность» в связи с десятилетием Федеральной целевой программы «Формирования установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001-2005 годы)». В развитие дефиниции толерантности, данной в Декларации принципов толерантности (ЮНЕСКО) в данной программе дается устойчивистская интерпретация осмысляемого понятия, которая имеет свое дальнейшее развитие в столичной Среднесрочной городской целевой программе «Москва на пути к культуре мира: формирование установок толерантного сознания, профилактика экстремизма, воспитание культуры мира (2002-2004 годы)». В результате предпринятых концептуально-научных шагов, в своем развитом виде феномен толерантности предстает как мировоззренческая устойчивость, определяющая поведение личности в обществе.

 

Ключевые слова: Толерантность, культура мира, мировоззренческая устойчивость, мировоззренческая неустойчивость, устойчивость поведения.

 

Annotation: The article is devoted to the topical theme of tolerance - the social factors that play an important role in modern national and global processes in the context of globalization of extremism, terrorism is provoking. The emphasis is on analysis of the approaches to the concept of "tolerance" in connection with a decade of Federal target program "Formation installations of toleration consciousness and preventing extremism in russian society (2001-2005 years). In developing a definition of tolerance, given in the Declaration of principles on tolerance (UNESCO) in this program provides an effective interpretation conceptualize the notion, which has been further developed in the Medium-term  city target program "Moscow on the way to a culture of peace: formation installations of toleration consciousness, preventing extremism, education culture of peace (2002-2004 years). As a result of conceptual and scientific steps in his development as a phenomenon of tolerance is presented as a worldview stability, which determines the behavior of the individual in society.

 

Keywords: Tolerance, culture of peace, worldview stability, worldview instability, the stability of behavior.

 

***

 

Среди характеристик современной цивилизации – её углубляющаяся мировоззренческая неустойчивость. Это проявляется в радикализации настроений, росте экстремизма, глобализации террористической деятельности. Если данные явления не будут преодолеваться, мировое сообщество ждут непредсказуемые последствия.

 

В этой связи большую актуальность представляет такой социальный феномен как «толерантность», способствующий формированию мировоззренческой устойчивости, что делает поведение человека в обществе устойчивым, то есть лишенным проявлений экстремизма, вандализма, насилия.

 

Декларацией принципов толерантности, принятой Генеральной конференцией ЮНЕСКО (Париж, 16 ноября 1995г.) дается следующее определение понятия толерантности: «Толерантность означает уважение, признание и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и проявления человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Толерантность – это единство в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая, и правовая потребность. Толерантность – это то, что делает возможным достижение мира и ведет от культуры войны к культуре мира» [1].

 

Данное понимание толерантности – важный шаг в преодолении бытующих в массовом сознании представлений о толерантности как терпимости, что является подменой сложного общественного явления, каким объективно предстает толерантность, простым переводом слова «толерантность» с латинского (tolerantia) как терпение.

 

В этой связи большой интерес представляет социально-философская трактовка толерантности, которую дает такое направление социальной философии как воззренология. Здесь это понятие предстает как система ценностей, система воззрений, включающая убеждения, идеалы и принципы, в основе которых – стремление к взаимопониманию, взаимоуважению, взаимосогласию и ненасилию для неконфликтного достижения мира в интересах устойчивого развития [2].

 

Особое значение в продвижении идеи и практики толерантности в жизнедеятельность российского общества сыграла утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации (от 25 августа 2001г. №629) Федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001-2005 годы)».

 

Осмысляя значимость данной программы для толерантной проблематики, отметим инновационную трактовку ее программной цели. В паспорте программы она определена следующим образом: «Формирование установок толерантного сознания, определяющего устойчивость поведения в обществе отдельных личностей и социальных групп» [3].  При этом речь идет о противодействии экстремизму (во всех его проявлениях!) и снижению социально-психологической напряженности в обществе.

 

Налицо – важный шаг в развитии идеи толерантности, изложенной в принятой ЮНЕСКО Декларации принципов толерантности. Этот шаг заключается в универсализации подхода к толерантной проблематике через введение понятия устойчивость (устойчивое развитие). Речь идет, как уже подчеркивалось, о формировании установок толерантного сознания, определяющего устойчивость поведения.

 

Дальнейшее углубление данный подход получил в утверждённой Правительством Москвы (19 ноября 2002 года №955-ПП) Среднесрочной городской целевой программе «Москва на пути к культуре мира: формирование установок толерантного сознания, профилактика экстремизма, воспитание культуры мира (2002-2004 годы)».

 

С одной стороны, в целеполагании данной программы была провозглашена устойчивость поведения как результат установок толерантного сознания4, с другой – в программный понятийный аппарат вводится мировоззренческий фактор. Так в постановлении Правительства Москвы об утверждении программы подчёркивается необходимость формирования устойчивого мировоззрения [5].

 

Особый социально-философский интерес в этой связи представляет выполненная Московским центром глобальных мирокультурных стратегий (МЦГМС) теоретическая часть программного документа (содержание программы). В развитии целепологающей установки на устойчивость, провозглашенной Федеральной целевой программой толерантности, Московская целевая программа толерантности разрабатывает концепцию толерантности как мировоззренческой устойчивости.

 

Впервые актуальная проблематика, заявленная в Декларации ЮНЕСКО о принципах толерантности и развитая в соответствующей российской Федеральной программе, обретает в московской мегаполисной программе функционально-универсальный характер. Здесь в понимании толерантности выделяют два кардинальных социально-философских понятия – «устойчивость» и «мировоззрение».

 

Проиллюстрируем данный вывод выдержками из раздела «Содержание программы». Среди них: «неэкстремизм как мировоззренческая устойчивость»; «такие новые проблемы устойчивого развития как мировоззренческое противодействие экстремизму»; «толерантность, как устойчивость поведения – результат внутренней мировоззренческой устойчивости человека»; «толерантность – мировоззренческая устойчивость, определяющая поведение личности в обществе»; «принцип внутренней устойчивости личности, защищающий её от экстремистских проявлений» [6].

 

Конечно же толерантность не сводиться лишь к мировоззренческой устойчивости, она есть сложный социальный феномен, включающий широкую гамму отношений личности с окружающим миром, с самим собой, с другими людьми. Фундаментальная роль здесь мировоззренческой устойчивости заключается в том, что она выступает внутренней точкой опоры, оберегающей личность от экстремистских проявлений.

 

В подтверждение сложности толерантной проблемы сошлемся на высказывания А.Г. Асмолова – научного руководителя Федеральной целевой программы толерантности (2001-2005 годы): «Что такое толерантность? Когда вы встречаете иного, вы не сводите его к общему знаменателю, а признаете ценность инаковости. И это не только в политике». А вот такой важный момент: «Толерантность как норма совместимости в мире  разнообразия». И, наконец, еще один принципиальный штрих: «Идеология и философия толерантности выступают как нить Ариадны, которая помогает нам быть толерантными не в Декларациях, но и в наших с вами личных и социальных действиях»7.

 

Приведенные суждения, с одной стороны, свидетельствуют о широкой связи толерантности с многообразием окружающего нас мира, с другой стороны – об актуальности формулирования универсального принципа, обеспечивающего толерантное поведение личности, её толерантное отношение к окружающему социальному миру.

 

Таким универсальным принципом толерантности является мировоззренческая устойчивость личности, что способствует формированию и реализации эффективных мер утверждения в обществе установок толерантности.

 

Важная роль в этом принадлежит российской Федеральной целевой программе «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001-2005 годы)», которая в толерантную проблематику вводит универсальное понятие «устойчивость».

 

Углубление данного подхода в Московской программе толерантности (2002-2004 годы) через введение понятия «мировоззренческая устойчивость» предопределило дальнейшее совершенствование толерантности, что нашло отражение в создании новой гуманитарной дисциплины, именуемой «воззренология», всецело нацеленной на достижение личностью своей мировоззренческой устойчивости и представляющей собой систему коммуникационно-мировоззренческих технологий, в основе которых – возможности человеческого разума, мыслительной деятельности личности, рационального понимания мира и себя в нем.

 

Таким образом, толерантность, как актуальная проблема современности, требует постоянного осмысления, расширения диапазонов ее понимания и реализации в повседневную социальную действительность. В этой связи важно выделение роли в данных процессах российской Федеральной целевой программы «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001-2005 годы)».

 

ЛИТЕРАТУРА

 

  1. Декларация принципов толерантности / Москва: Да – толерантности! Нет - экстремизму!: Сборник документов и материалов / МЦГМС. М., 2002. с. 15.
  2. Воззренология : Глоссарий-словарь для студентов / Ю. Бокань [и др.]; ИГУПИТ. - М.: Наталис, 2009. с.310-311.
  3. Паспорт Федеральной целевой программы « Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001-2005 годы)» / Москва: Да – толерантности! Нет – экстремизму!: Сборник документов и материалов / МЦГМС. М., 2002. с.63.
  4. Среднесрочная городская целевая программа «Москва на пути к культуре мира: формирование установок толерантного сознания, профилактика экстремизма, воспитание культуры мира (2002-2004 годы)» / МЦГМС. М.: Издательский дом «Грааль», 2002. с.4.
  5. Там же, с.2.
  6. Там же, с.10,15,17.
  7. Асмолов А.Г. Формирование установок толерантного сознания: что могут СМИ? /Век толерантности: Научно-публицистический вестник. Выпуск 5. М., 2003. с.4-10.