С 2018 года Интернет-журнал «Науковедение» выходит под новым названием
«Вестник Евразийской науки». Ждем вас на сайте https://esj.today!

Весь архив статей до 2018 года сохраняется на сайте http://naukovedenie.ru.



Концептуальные подходы к разработке программы повышения квалификации “Государственная политика в области модернизации профессионального образования”

Фридман Михаил Феликсович

ГОУ ВПО МО «Академия социального управления»

 

Fridman M. F.

Moscow region of Russia State

Educational Institution of higher professional

education «Academy of Public Administration»
Е-mail: crpo_mo@mail.ru

 

 

Концептуальные подходы к разработке программы повышения квалификации “Государственная политика в области модернизации профессионального образования”

 

Conceptual approaches to working out of the program of improvement of professional skill “The state policy in the field of vocational training modernization”

 

Аннотация: В статье изложен материал о концептуальных подходах к разработке модели профессиональной готовности работников системы подготовки кадров и созданию на её основе программы повышения квалификации “Государственная политика в области модернизации профессионального образования”.

 

Ключевые слова: Профессиональное образование, профессиональная готовность, государственная политика, модернизация профессионального образования

 

Annotation: In article the material about conceptual approaches to working out of model of professional readiness of workers of system of a professional training and creation on its basis of the program of improvement of professional skill “the State policy in the field of vocational training modernization” is state)

 

Keywords: Vocational training, professional readiness, state policy, vocational training modernization

 

***

 

Государственная политика в области модернизации профессионального образования опирается на нормативно-правовые документы и публичные заявления ответственных руководящих работников органов государственной власти.

 

В качестве основных руководящих документов следует назвать Конституцию РФ, Закон РФ “Об образовании”, Концепцию модернизации  российского образования на период до 2010 года, Национальную доктрину образования в Российской Федерации, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, приказы и распоряжения федеральных органов управления образованием (Министерства образования и науки РФ, Рособразования, Рособрнадзора и их правопреемников), а также другие документы, имеющие непосредственное отношение к функционированию системы профессионального образования.

 

С распадом Советского Союза в государстве поменялся общественно-политический строй, оно взяло курс на рыночную экономику, в результате чего изменился основной заказчик на образовательные услуги: рынок, а не государство – стал управлять системой профессионального образования. Смена заказчика привела к формированию принципиально иных ориентиров в управлении подготовкой кадров. Отсутствие внятной долгосрочной перспективы у выпускников учреждений профессионального образования привело к дисбалансу между состоянием на рынке труда и ситуацией на рынке образовательных услуг: востребованные работодателями профессии не являются привлекательными для абитуриентов и их родителей, и наоборот, наибольшим спросом у населения пользуются наименее популярные среди работодателей специальности.

 

Это проявлялось, прежде всего, в том, что родители определяли, где, как и какое образование получит их ребёнок, так как оплачивать обучение на всём его протяжении и трудоустраивать ребёнка им приходилось чаще всего самостоятельно. Работодатели же, разорвав отношения между базовыми предприятиями и учреждениями профессионального образования, остались практически без пополнения своего состава молодыми рабочими и специалистами среднего звена. Таким образом, в силу не только объективных причин, обусловленных переходом в информационное общество, модным стало, фактически всеобщее, высшее образование.

 

Наряду с этим на сегодняшний день существует объективная информация о том, что такого количества специалистов с высшим образованием рынку труда не требуется, тем более что качество подготовки последних зачастую разительно отличается от запросов современных работодателей, не говоря уж о том, что далеко не каждый из абитуриентов вуза способен завершить обучение в нём в полном соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами. 

 

Из этого вытекает другая проблема: содержание профессионального образования, а также ресурсное обеспечение системы подготовки кадров не позволяет в большинстве случаев подготовить рабочего или специалиста, востребованного на рынке труда. Реализация федерального государственного образовательного стандарта зачастую не соответствует притязаниям работодателей, нередко желающих получить специалиста с расширенным диапазоном профессиональных компетенций, иначе говоря, выпускника колледжа, обладающего рядом квалификаций рабочего на уровне сформированных навыков в ходе производственного обучения в учреждениях НПО. Часто работодатель испытывает острый недостаток в рабочих кадрах, имеющих высокую квалификацию (высокие разряды: пятый и шестой) тогда, как в училищах и лицеях готовят молодых рабочих, в редком случае получающих на итоговой аттестации четвёртый  разряд (в основном выпускникам присваивают третий). 

 

В связи с произошедшими изменениями советская система подготовки рабочих и специалистов среднего звена не могла продолжать своё существование в том виде, в котором она обеспечивала квалифицированными кадрами ведение планового хозяйства СССР. Это обусловлено сменой базовых приоритетов, стратегических ориентиров и национальных ценностей в государственно-общественных отношениях.

 

Наряду с изменением системы общественно-политических отношений внутри государства, мировое сообщество также оказывает весьма существенное влияние на формирование новой системы профессионального образования. В качестве одного из наиболее важных факторов, поспособствовавших этому, можно считать наступление очередного, принципиально иного периода развития человеческой цивилизации –информационного общества.

 

Исходя из этого, система профессионального образования должна была подвергнуться обновлению, или модернизации.  

 

В свою очередь процессы модернизации затронули практически все аспекты функционирования системы профессионального образования: нормативно-правовую базу государственного регулирования, миссию, цели и задачи профессионального образования, принципы отбора и структурирования содержания, ресурсное обеспечение и концептуальные подходы к управлению качеством. Из этого следует, что каждое образовательное учреждение в системе профессионального образования должно функционировать и развиваться не по вольноопределяющейся онтогенетической прямой, а в соответствии с актуальными принципами государственной политики в области модернизации профессионального образования.

 

Следует заключить, что выполнение руководящими и педагогическими работниками учреждений профессионального образования своих функциональных обязанностей, зафиксированных в соответствующих документах: должностных инструкциях, тарифно-квалификационных характеристиках – является гарантом реализации государственной политики в области модернизации профессионального образования в пределах имеющейся компетенции и свидетельствует об их служебном соответствии и, если угодно, даже о профессиональной пригодности. Однако из этого не явствует, что можно по факту добросовестного исполнения работниками возложенных на них обязанностей (минимальных требований) судить о высоком уровне эффективности их профессиональной деятельности.

 

Обзор нормативно-правовых документов, научно-методической литературы и статистической информации подтвердил высокую степень актуальности и низкий уровень изученности данной проблематики, выражающийся в явном несоответствии интенсивного появления большого количества новых официальных документов и практически полное отсутствие  необходимых исследований и разработок.

 

Несмотря на это следует отметить, что общими вопросами модернизации профессионального образования занимались многие теоретики и практики образования и управления образованием, в числе которых В.М. Филиппов (изучал финансово-экономические аспекты модернизации профессионального образования) [4], В. М. Демин (работы по развитию конкурентоспособности начального и среднего профессионального образования в контексте современной парадигмы модернизации), П.С. Хейфец (исследовал процессы модернизации в базовом профессиональном образовании), В. С. Щербаков (изучал методологические проблемы модернизации современного профессионального образования), Э.Ф. Зеер (работы по изучению компетентностного подхода к модернизации профессионального образования), В.И. Байденко (определение новых подходов к разработке образовательных стандартов в сфере начального и среднего профессионального образования), И.Г. Рябова (историко-философское исследование хода модернизации отечественного профессионального образования в контексте социо-  и персоноцентрических аспектах).

 

Модернизация системы начального профессионального образования освещена в работах Е.В. Ткаченко (разрабатывал концептуальную основу модели выпускника учреждений НПО в контексте модернизации) [6], А.Т. Глазунова (проводил комплексное исследование модернизации профессионального образования, изучение проблем регионализации и развития, разработка модели контроля качества в профессиональном образовании и др.) [7], Ю.В. Баскова (занимался изучением методов повышения педагогической эффективности управления региональной системой начального профессионального образования), В.М. Вильчинского (им рассмотрены общие подходы к модернизации НПО), А.В. Елистратова (определял принципы целеполагания в процессе модернизации начального профессионального образования), Г.И. Лукина (разрабатывал концепцию модернизации организационно-экономического механизма системы начального профессионального образования региона).

 

Модернизация системы среднего профессионального образования отражена в исследованиях П.Ф.Анисимова (рассматривал хронологическую смену парадигм модернизации профессионального образования) [5], В. Н. Кулакова (анализировал направления модернизации начального и среднего профессионального образования на примере Красноярского края), Н. Н. Михайловой (разрабатывала проблематику технологизации начального и среднего профессионального образования в контексте модернизации), Г.В. Толстых (исследования по проблемам модернизации среднего профессионального образования на примере республики Саха (Якутия)).

 

Разумеется, представленный список неполон, существует множество исследований по модернизации содержания и методов профессионального образования, региональных образовательных систем, однако работ, посвящённых собственно рассматриваемой проблеме, нам найти не удалось.

 

Основываясь на том, что государство в тесном взаимодействии с бизнесом, обществом, семьёй и самой личностью обучающегося выступает одновременно в качестве заказчика, организатора, исполнителя и потребителя услуг системы профессионального образования, руководящие и педагогические работники образовательных учреждений не только не должны игнорировать стратегические ориентиры и приоритетные направления модернизации профессионального образования, а обязаны руководствоваться ими в своей профессиональной деятельности.

 

Вместе с этим существует трудноразрешимое противоречие, заключающееся в отражении в тарифно-квалификационной характеристики факта готовности работника системы профессионального образования к реализации государственной политики в области модернизации профессионального образования и отсутствия указанного содержания в учебном плане подготовки студентов по соответствующим специальностям, в связи с чем закономерно напрашивается вывод о необходимости включения данного – инвариантного – модуля в процесс повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов учреждений профессионального образования, а затем и в саму образовательную программу подготовки студента.

 

На сегодняшний день в качестве самостоятельного курса реализуется модульная программа “Нормативно-правовое обеспечение образования”, разработанная на основе Шамовой Т.И., Худиным А.Н., Анненковой Н.В. и Поздняковым А.В [8]. и направленная на повышение квалификации работников образования в части формирования у последних соответствующей компетентности. В своём роде данную программу можно считать едва ли не единственной из числа широко известных, способствующей формированию профессиональной готовности работников образования к реализации некоторых вопросов государственной политики в области модернизации образования, большей частью касающихся действующего законодательства, что свидетельствует о необходимости разработки и внедрения аналогичной по рассматриваемой тематике.

 

На сегодняшний день модернизация профессионального образования основывается смене господствующей парадигмы и внедрении новой модели, предусматривающей реализации в качестве приоритетов государственной образовательной политики в области подготовки квалифицированных кадров            обеспечение качества профессионального образования, отвечающего задачам модернизации экономики; ориентацию системы профессионального образования на задачи социально-экономического развития; консолидацию ресурсов для обеспечения нового качества профессионального образования и эффективное использование кадрового потенциала в системе непрерывного профессионального образования.

 

Наряду с этим планируется сокращение сроков обучения специалистов от 3-4 лет до 6 месяцев; вовлечение молодых специалистов; сокращение сроков адаптации молодых специалистов на предприятии; формирование существующей и перспективной профессионально-квалификационной структуры региона; вовлечение в обучение взрослого населения, обучение в течение всей жизни; формирование системы профессиональных стандартов, системы профессиональной сертификации и механизма независимой оценки образовательных программ, в соответствии с потребностями работодателей [9].

 

Исходя из этого, государственная политика в области модернизации профессионального образования предполагает отбор и принципиально иное логическое структурирование нового содержания (на основе федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения с паритетным учётом требований государства и работодателей, а также потребности и способности личности самих обучающихся), внедрение производственных инновационных технологий в образовательный процесс, интеграцию научной, образовательной и производственной деятельности в ходе подготовки кадров, реализацию компетентностного подхода, реструктуризацию сети учреждений профессионального образования, поэтому необходимо разработать модель профессиональной готовности работников учреждений профессионального образования, отражающую важнейшие аспекты сменяющейся парадигмы современной реформы профессионального образования.

 

Данная модель должна отражать основные аспекты формирования профессиональной готовности работников системы профессионального образования к реализации государственной политики в области модернизации профессионального образования, включая в себя когнитивную, эмоциональную и поведенческую компоненты, предполагающие формирование знаний о стратегических ориентирах и приоритетных направлениях государственной образовательной политики, ценностно-оценочное отношений к характеру и динамике результатов и эффектов реформирования, установок на реализацию поставленных перед системой подготовки кадров задач.

 

Профессиональная готовность предусматривает решение обучающих, воспитывающих и развивающих задач, ориентированных на формирование соответствующего образовательного контента, определённой позиции надлежащей квалификации компетентного работника системы профессионального образования, принимающего непосредственное участие в реализации государственной политики в области модернизации профессионального образования.

 

Профессиональная готовности работников системы профессионального образования в области модернизации имеет 4 уровня сформированности: недопустимый, т.е. не позволяющий работнику выполнять профессионально свои должностные обязанности (служебное несоответствие), критический, при котором профессиональная деятельность сотрудника основывается не на официальных приоритетах государственной образовательной политики, допустимый, обеспечивающий надлежащее выполнение служебных обязанностей в соответствии с действующей нормативно-правовой базой, и оптимальный, ориентированный на актуальные тенденции государственного регулирования модернизации профессионального образования.

 

Принципами учебной деятельности по формированию профессиональной готовности работников системы профессионального образования к реализации государственной политики в области модернизации являются Актуальность источников информации, предписывающая усвоение понятий и принципов только из действующих нормативно-правовых документов, Достоверность, обеспечивающая обучение исключительно на проверенных источниках (т.к. отдельные высказывания высокопоставленных сотрудников, данные в ходе интервью или в частной дискуссии не могут восприниматься в качестве  основы государственной политики), Внятность, заключающаяся в разъяснение сути формулировок основополагающих нормативно-правовых документов, Обучение на конкретных примерах, способствующее связать действующее законодательство с практикой функционирования системы профессионального образования.

 

Принципами воспитательной работы в ходе формирования профессиональной готовности являются Наглядность эффективной результативности, иллюстрирующая действенность государственной политики, связь применения, результата и эффекта, Масштабность действия, обеспечивающая массовость – широкий и универсальный диапазон применений нормативно-правовых документов, Объективная причинность, определяющая истинное практическое значение изменений в законодательстве, Дискретность, устанавливающая роль и место модернизации системы профессионального образования в государственной политике.

 

В качестве принципов развивающей деятельности по формированию профессиональной готовности работников системы профессионального образования к реализации государственной политики в области модернизации профессионального образования следует отметить Практикоориентированность информации, устанавливающую связь документов с реально протекающими производственными процессами в образовательном учреждении, Возможность применения на практике, определяющую использование компетенций при непосредственном решении конкретных производственных задач, Локальность применения, фиксирующую диапазон действия того или иного документа/статьи, Необратимость действия, предполагающую то, что сформированная квалификация не может быть утрачена в ходе её активной реализации.

 

Реализация разработанной модели требует разработки соответствующей программы повышения квалификации, содержание           которой должно отражать принятые нормативно-правовые  документы            и комментарии к ним, а также практическую деятельность органов государственной власти по модернизации системы профессионального образования.

 

Данная программа должна иметь модульную структуру, а отбор и логическое структурирование материала должно производиться в рамках реализации основополагающих дидактических принципов, среди которых системность и систематичность, наглядность, связь теории с практикой. Рассматривать документы в качестве основных носителей идей государственной политики в области модернизации профессионального образования следует, исходя из принципа историзма (при прочих равных условиях от документа с большим сроком существования к документам с меньшим сроком) с учётом дифференцированного подхода (от документов более высокого статуса к документам более низкого).

 

Особое внимание при построении курса следует уделить вопросам методологического характера, расписав наиболее общие закономерности, концептуальные подходы, основополагающие принципы и организационно-педагогические механизмы формирования соответствующих компетенций.

 

Отбор содержания программы необходимо производить на основе определения роли и места профессиональных компетентностей, определяющих готовность и способность работников системы профессионального образования к реализации государственной политики в области модернизации профессионального образования, полученного в ходе анализа должностных обязанностей разных категорий работников системы профессионального образования, учитывая, что профессиональная компетентность педагога профессионального образования включает в себя совокупность взаимосвязанных знаний, отношений и установок, принадлежащих разным научным областям, среди которых Государственная политика в области модернизации профессионального образования, Теория управления педагогическими системами, Коммуникативная компетентность, Педагогическая психология, Основы производства и технологии, Педагогика профессионального образования, История и философия профессионального образования и Основы рыночной экономики и предпринимательства.

 

Работник системы профессионального образования, освоивший указанную программу, должен владеть вопросами перспективного развития системы подготовки кадров, основными тенденциями в изменении стратегических ориентиров и приоритетных направлений государственной политики в области модернизации профессионального образования. Без этого невозможно правильно сформулировать цели и задачи профессионального образования, отобрать надлежащее содержание учебного материала и организовать подготовку специалиста, соответствующего государственным требованиям, поэтому работник, не владеющий данными компетентностями, профессионально не пригоден.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Конституция РФ (12 декабря 1993 года, с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 N 6-ФКЗ и от 30.12.2008 N 7-ФКЗ). Версия компании “Консультант Плюс” / http://www.consultant.ru//

 

2. Закон РФ “Об образовании” (10 июля 1992 года № 3266-1 с поправками). Версия компании “Консультант Плюс” / http://www.consultant.ru//

 

3. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года (приложение к приказу Минобразования России от 11.02.2002 N 393) / Версия компании “Консультант Плюс” / http://www.consultant.ru//

 

4. Филиппов В.М. Финансово-экономические аспекты модернизации профессионального образования/ Высш. образование сегодня. -2002. -N 5. - С. 2-5

 

5. Анисимов П.Ф. Проблемы модернизации среднего профессионального образования: Докл. на совещ.-семинаре зам. директоров сред. спец. учеб. заведений, Москва, 21-22 мая 2002 г./ Сред. проф. образование. -2002. -N 7. - С. 3-8

 

6. Ткаченко Е.В. Кого и как готовить, или Модернизация начального профессионального образования в современных условиях/ Образование и наука. катеринбург, 2005. -№ 2(32). - C.125-128

 

7. Глазунов А.Т. Приоритеты модернизации начального профессионального образования/ Образование и наука. -2002. -N 5. - С. 8-13

 

8. Шамова Т.И., Худин А.Н., Анненкова Н.В., Поздняков А.В. Формирование нормативно-правовой компетентности педагогических кадров. Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2006 – 96 с.

 

9. Методические рекомендации по проведению августовских педагогических совещаний работников образования «Актуальные задачи современной модели образования», сайт Министерства образования и науки РФ http://mon.gov.ru/

 

10. Приоритеты государственной политики в области образования, сайт Министерства образования и науки РФ http://mon.gov.ru/