Высшее образование и некоторые проблемы современной цивилизации
соискатель
начальник
управления Рособрнадзор
Е-mail: golubev@obrnadzor.gov.ru
Высшее образование и некоторые проблемы современной цивилизации
Аннотация: Показано что современная система
образования переживает глобальный системный кризис. Для выхода системы из
кризиса требуется как практические шаги так и новые
теоретические разработки. Предложена классификация системы образования
выделяющая, шесть уровней образовательных систем: личностный, семейный, уровень
образовательного учреждения, региональный, государственный, межгосударственный.
Обоснована необходимость перехода методологии современной системы образования к
эдукологическим принципам формирования теоретических
основ.
Ключевые слова: Эдукология, уровень
образования, кризис образования, личность, образовательное учреждение, регион,
государство.
***
В современном
обществе образование является одной из
обширных сфер человеческой деятельности (на первом месте считается, идёт
производственная сфера). В современной системе образования на начало нового
тысячелетия было занято более миллиарда учащихся и почти 50 млн. педагогов.
Крайне высока социальная роль образования. От
направленности и эффективности педагогических технологий сегодня во
многом зависят перспективы развития человечества. В последнее десятилетие мир
изменяет свое отношение ко всем видам образования. Образование, особенно
высшее, рассматривается как главный, ведущий фактор социального и экономического
прогресса. Причина такого внимания заключается в понимании того, что важнейшей
ценностью и основным капиталом современного общества является человек,
способный к поиску и освоению новых знаний и принятию нестандартных решений.
В середине 60-х
гг. передовые в промышленном отношении страны пришли к заключению, что
научно-технический прогресс не способен разрешить наиболее острые проблемы
общества и личности. Колоссальное развитие производительных сил не обеспечивает
минимально необходимый уровень благосостояния, качество жизни сотен миллионов
людей; глобальный характер приобрел экологический кризис, создающий реальную
угрозу тотального разрушения среды обитания всех землян; безжалостность в
отношении растительного и животного мира превращает человека в жестокое
бездуховное существо.
Все реальнее в
последние годы стали осознаваться ограниченность и опасность дальнейшего
развития человечества посредством чисто экономического роста и увеличение
технического могущества. Сегодня необходимо учитывать следующее обстоятельство
- будущее развитие общества в целом и каждой страны в отдельности больше
определяется уровнем культуры и мудрости человека, чем техническим прогрессом.
Все это делает
совершенно очевидным тот факт, что в преодолении кризиса цивилизации, в решении
острейших глобальных проблем человечества огромная роль должна принадлежать
образованию. «Ныне общепризнано, - говорится в одном из документов ЮНЕСКО ещё в
прошлом тысячелетии [3], - что политика, направленная на борьбу с бедностью,
сокращение детской смертности и улучшение здоровья общества, защита окружающей
среды, укрепление прав человека, улучшение международного взаимопонимания и
обогащение национальной культуры не дадут эффекта без соответствующей стратегии
в области образования. Будут безрезультатны усилия, направленные на обеспечение
и поддержание конкурентности в области освоения
передовой технологии».
Следует
подчеркнуть, что практически все развитые страны проводили различные по глубине
и масштабам реформы национальных систем образования, вкладывая в них огромные
финансовые средства. Реформы высшего образования обрели статус государственной
политики, ибо государства стали осознавать, что уровень высшего образования в
стране определяет ее будущее развитие. В русле этой политики, прежде всего,
решались вопросы, связанные с ростом контингента студентов и числа вузов. В
этой связи так же говорится о качестве знаний, новых функциях высшей школы,
количественном росте информации и распространением новых информационных
технологий. Однако это большей частью декларации, нежели, методически
обеспеченные поиски. В последние 10-15 лет в мире все настойчивее дают о себе
знать проблемы, которые не удается разрешить в рамках количественных реформ.
Становится ясным, что в рамках традиционных методических подходов
невозможно перейти к новой парадигме образования. Сегодня все чаще говорят о
всемирном кризисе образования. Сложившиеся образовательные системы не выполняют
своей функции - формировать созидающую силу, созидательные силы общества. Ещё в
Сегодня
констатация кризиса образования из научной литературы перешла в официальные
документы и высказывания государственных деятелей.
Мрачную картину
рисует доклад Национальной комиссии США по проблеме качества образования: «Мы
совершили акт безумного образовательного разоружения. Мы растим поколение
американцев, неграмотных в области науки и техники». Очень важно, что с тех пор
так и не найдены новые подходы к решению назревших проблем. В этой связи
небезынтересно мнение бывшего президента Франции Жискара Д'
Эстена: «Я думаю, что главная неудача Пятой республики
состоит в том, что она оказалась неспособной удовлетворительно разрешить
проблему образования и воспитания молодежи».
В отечественной
науке вплоть до развала СССР отвергалось само понятие «мировой кризис
образования». По мнению советских ученых, образовательный кризис казался
возможным лишь за рубежом. Считалось, что речь может идти лишь о "трудностях
роста" даже на рубеже веков [6]. Сегодня наличие кризиса как зарубежной,
так и отечественной системы образования уже никем не оспаривается. Напротив,
обнаруживается тенденция к анализу и определению его симптомов и путей выхода
из кризисной ситуации [5].
В настоящее время различные исследователи
выделяют шесть уровней системы образования:
1)
Личностный
уровень или самообразование. Процесс самообразования начинается у человека в
самом раннем детстве и продолжается на протяжении всей его жизни. Самообразование
- это система внутренней самоорганизации по усвоению опыта поколений,
направленной на собственное развитие. Оно является средством самовоспитания,
поскольку способствует выработке целеустремлённости, настойчивости в достижении
цели, внутренней организованности, трудолюбия и других моральных качеств. В
широком смысле под самообразованием понимают все виды приобретения знаний.
Отдельно стоит отметить, что самообразование является мощным фактором,
выполняющим и обогащающим образование, организованное обществом.
2)
Семейный уровень (домашнее хозяйство) образования. Как правило,
под семейным уровнем образования подразумевается Семейное воспитание, которое
представляет собой, систематическое целенаправленное воздействие на ребёнка
взрослых членов семьи и семейного уклада. Главная и общая задача семейного
воспитания – подготовка детей к жизни в существующих социальных условиях; более
узкая, конкретная – усвоение ими знаний, умений и навыков, необходимых для
нормального формирования личности в условиях семьи. Цели и средства семейного
воспитания обусловлены общественно-экономическим строем, уровнем развития
культуры. Обычно оно строится на основе идеологии, морали и системы
взаимоотношений того социального слоя, к которому относится семья, и неразрывно
связано с самовоспитанием и самообразованием взрослых, формированием у них
качеств и черт характера, обеспечивающих эффективное педагогическое воздействие
на детей.
3)
Уровень
образовательного учреждения (ОУ). Когда говорят об образовании, чаще
всего вспоминают об обучении на начальном, среднем, общем, специальном и высшем
уровнях образования. И действительно, в техническом смысле образование – это
процесс, посредством которого общество через школы, колледжи, университеты и
другие институты целенаправленно передает свое культурное наследие – накопленное
знание, ценности и навыки – от одного поколения другому
4)
Региональный
уровень образования.
Понятие “регионализация образования” - признанный научно-педагогический принцип
развития мирового образования и не является отражением современной политической
конъюнктуры. Актуальность идеи регионализации определяется общемировыми
тенденциями социокультурного развития человечества,
направленными на признание самоценности, уникальности
национальных и региональных вариантов культур, их единства, целостности и
значимости как неотъемлемой части общечеловеческой культуры.
Развитие
региональных систем образования, адекватных особенностям образовательных
потребностей и интересов учащихся и специфике региона представляет шаг вперед в
развитии российского образования, его движения в направлении демократизации и
модернизации. Образование, построенное на основе приоритета личностных
образовательных интересов человека, функционирующее как система, оказывающая
образовательные услуги, потребителем которых является конкретный человек, а не
как система по подготовке кадров, где в качестве потребителя выступают
производство, экономика, государство, не может ни реагировать на специфические
особенности, в том числе региональные, интересов потребителя.
Эта специфика
образовательных интересов и потребностей каждого человека является следствием
различий не только его личных способностей, но и тех условий,
в которых конкретная личность осуществляет свое индивидуальное образование.
Под региональным
образовательным пространством понимается совокупность научных, образовательных,
культурных и просветительских, экономических институтов (государственных и
негосударственных, официальных и неофициальных), средств массовой коммуникации,
ориентированных на образование, общественность, вовлеченную в решение проблем
образования, а также социально-психологические стереотипы, регламентирующие
поведение людей по отношению к образованию, функционирующие в конкретном
регионе.
Региональное
образовательное пространство представляет собой разновидность
сложноорганизованной социальной системы, развивающейся согласно собственным
закономерностям, имеющим как субъективный, так и объективный характер. В каждом
регионе Российской Федерации функционирует образовательное пространство,
своеобразно отражающее особенности и специфику конкретного региона, его
традиции, культуру, национальный и религиозный состав населения, уровень
экономического развития и т.д. Единство федерального образовательного
пространства определяется теми общими элементами, которые присущи всему
образовательному пространству страны, имеют место в каждом из региональных
образовательных пространств.
Исследователи
отмечают, что перспективна система образования, ориентирующаяся не на
сиюминутный спрос на рынке труда, а на образовательные потребности граждан
региона. Эти потребности определяют расположение сети образовательных
учреждений, предпочтительные образовательные программы, соотношение
государственных и негосударственных образовательных учреждений, типы и виды школ
и учебных заведений и т.д. вплоть до приемлемого уровня качества
образовательной подготовки. Экономическое развитие региона, его финансовое
положение, уровень доходов, национальный и религиозный состав населения,
культурные традиции и предпочтения, климатические и географические условия -
эти факторы образовательного пространства в значительной мере регулируют
образовательные потребности конкретной личности. Выбор будущей профессии,
направления повышения квалификации, переподготовки, уровня образования зависит
не только от способностей и интересов личности, но также и от тех возможностей
профессиональной и личностной социализации, которые существуют в конкретном
регионе.
Например,
представляется маловероятным, что учащийся, испытывающий интерес и обладающий
необходимыми способностями в области ботаники, но проживающий в крупном городе
изберет агрономию в качестве будущей профессии. Скорее это будет иной способ
реализации интересов и способностей. В то же время, человек, проживающий в
сельской местности, малом городе, сельскохозяйственном регионе с большей долей
вероятности, выберет именно агрономию, как направление своей будущей
профессиональной деятельности и реализации личных интересов и способностей.
5)
Образовательная
система на уровне государства. Говоря о государственном уровне
образования, необходимо упомянуть об образовательном пространстве. Под ним
понимается вся совокупность образовательных учреждений разного типа и
взаимодействующих с ними общественных и государственных организаций, а также
идущих образовательных и учебно-воспитательных процессов в отдельно взятой
стране. Все вместе они создают среду социализации человека, превращения его в
личность, обеспечивают определенный уровень образованности, интеллекта и
культуры общества, межличностных, политических, экономических, социальных,
военных, этических и всех других отношений.
Образовательное
пространство многомерно. Оно включает в себя среду обитания, среду пребывания,
образовательно-развивающее производство и другие показатели. При этом гармоничное
развитие обитателей этого пространства может происходить только во взаимосвязи
с состоянием окружающей социальной и природной среды, с условиями жизни в
семье, на улице. Ведущим фактором общественного бытия в этом пространстве
является культура, которая выступает организующим и регулирующим началом уклада
жизни, обеспечивает сохранение и воспроизводство человеческих ресурсов,
культуры здоровья и культуры здорового образа жизни, культуры осознания и
разрешения противоречий бытия.
Образовательное
пространство формирует единую нацию с общим названием, единым государственным
языком, с общностью культуры, с единым пониманием происходящего, с общими
целями и общими действиями по их достижению. В нем зарождается дух
государственности, формируются национальные ценности, национальные интересы и
национальные ориентиры, закладываются навыки самоорганизации и самоуправления
народа, уклада его жизни, а также осуществляется связь
поколений и генерируются новые результаты жизнедеятельности.
6)
Образовательная
система на межгосударственном уровне. При глобализации экономики
конкурентные преимущества любой стране обеспечиваются развитием образования и
науки. В Декларации Пятой международной конференции
ЮНЕСКО (1997г.) было подчеркнуто, что в современных условиях необходима такая
образовательная политика, реализация которой позволит в XXI веке “учиться
познавать и делать, учиться быть”. В настоящее время в
мировых интеграционных процессах важнейшей стратегической задачей становится
создание общего образовательного пространства на основе согласованной системы
признания документов об образовании (от начального до высшего и
послевузовского), позволяющей беспрепятственно получать образование в учебных
заведениях государств-партнеров. Единое образовательное пространство
может быть создано только при общности принципов государственной политики в
сфере образования, только при условии обеспечения равных возможностей и прав
граждан на получение образования и единых подходов к разработке государственных
образовательных стандартов и программ. Его создание, вместе с тем, должно
ускорить процессы становления общего научно-технологического, экономического и
информационного пространства, расширить возможности подготовки
квалифицированных специалистов для различных отраслей экономики, науки, культуры,
образования и социальной сферы, создать условия для совершенствования отношений
межнационального и межгосударственного общения.
Начиная с уровня образовательного
учреждения и заканчивая межгосударственным уровнем можно выделить следующие
основные элементы:
·
ресурсы
(экономика);
·
кадры
(персонология);
·
процесс
(эдукология).
Экономическая составляющая образования может быть
охарактеризована как подготовка молодёжи к будущей
профессиональной деятельности в соответствии с потребностью общества в рабочей силе
с определённым уровнем квалификации. При этом экономическая
эффективность образования определяется в зависимости от степени удовлетворения
этого спроса, а также средств, затраченных на эти цели. Можно выделить
следующие тенденции, связанные с экономическим аспектом образовательного
процесса:
·
увеличение
вливаний в экономику;
·
государственное
обеспечение (бесплатность);
·
благотворительность;
·
платное
образование;
·
теневые
деньги;
·
национальные
проекты;
·
система
государственного образовательного кредитования;
·
изменение
системы оплаты труда преподавателей;
·
стимулирование
соучредительства;
·
усиление
государственной поддержки и стимулирования труда педагогических и
управленческих работников образования
·
разработка
дифференцированных нормативов бюджетного финансирования учреждений
(организаций) высшего образования.
В последние годы
экономическая составляющая образовательного процесса являлась доминирующей. В
этих условиях была утерян из виду ключевые аспект образовательного процесса –
кадры и непосредственно сам образовательный процесс.
Говоря о кадрах,
необходимо упомянуть о сложившихся в последние годы тенденциях связанных не
только с преподавательским составом, но и непосредственно с самими учащимися:
·
Гендерность (изменение
количества мужчин и женщин);
·
Цикличность
(для учеников)
·
Репетиторство;
·
Ротационность (обновляемость);
·
Повышение
профессионализма педагогических кадров;
·
Цивилизационность (уровень
освоения информационных технологий);
·
Повышение
статуса педагогического работника;
·
Слабая мотивированность молодежи к выбору педагогической
профессии;
·
Недостаточная
связь системы высшего образования с изменяющемся рынком труда;
·
Несоответствие
большинства подготавливаемых специалистов с потребностями предприятий;
·
Низкий
процент трудоустройства выпускников по профилю подготовки.
В последнее
время, говоря о тенденциях, связанных с образовательным процессом,
исследователи все чаще упоминают термин «эдукология».
Эдукология - одна из наук об образовании, изучающая
общие закономерности организации, функционирования и развития сферы
образования.
Эдукология (от лат. educo
– обучаю + logos – учение, наука) – это наука,
которая стремится осмыслить закономерности функционирования и развития сферы
образования в целом. Она находится в стадии становления и пока еще не имеет
общепризнанного статуса, как, впрочем, и устоявшегося, четко детерминированного
и признанного всеми учеными предмета. Известный аргентинский ученый Карлос
Оливера предлагает практически интегрировать в нее все науки об образовании [8].
Другие ученые, в частности, литовские, шведские рассматривают ее также как
интеграционную науку, но скорее исследующую процесс и обучения, и формирования
человека на протяжении всей его жизни. В их интерпретации эдукология
тяготеет скорее к социологическо-философскому
осмыслению процесса обучения человека. Большинство же ученых (австралийских,
хорватских, а также ряд отечественных, например, Г.А. Бордовский
и В.А. Извозчиков [1;2;4]) отводят эдукологии роль
научной дисциплины, исследующей закономерности организации, функционирования и развития
всей сферы образования.
Геннадий
Бордовский и Дмитрий Медведев на Открытии Года
Учителя в России
Так ежё К.Э. Оливер в прошлом веке
предлагал сделать термин «эдукология» общепринятым,
поскольку он вносит в науку об образовании ясность и точность, охватывая все
знания об обществе, о человеке, об образовании, словом, всю отрасль
образования, в которой каждый элемент исследования имеет свое место. При таком подходе эдукология предполагает
и разработку современных информационных технологий обучения в их теоретическом,
прикладном и практическом аспектах.
Как комплекс
наук, эдукология включает в себя: собственно изучение
вопросов образования - философию образования, историю образования,
сравнительную педагогику; цикл прикладных научных дисциплин - антропологию,
психологию, социологию, экономику, географию, политику, управление; цикл
образовательных наук - теорию образования, структуру, планирование, цели,
содержание, изучение пользователей и персонала систем, методику, проблемы
консультирования, ресурсов и финансирования.
ЛИТЕРАТУРА
1.
Бордовский Г. А.,
Управление качеством образовательного процесса: монография /СПб.:Изд. РГПУ им. Герцена, 2001.
2.
Бордовский Г.А.,
Извозчиков В.А. Новые технологии обучения: вопросы терминологии // Педагогика.
1993. № 5.
3.
Доклад
о положении дел в мировом образовании за 1991 г. Париж, 1991
4.
Извозчиков
В.А. Инфоноосферная эдукология:
Новые информационные технологии обучения. СПб.: РГПУ,
1991.
5.
Киринюк А.А. Кирсанов
К. А. Глобальные проблемы образования. В 2-х т. – Национальный институт
бизнеса. 2005.
6.
Киринюк А. А., Кирсанов
К.А. Трудности роста // Высшее образование в России. 1999. №1. – стр. 37 - 42
7.
Кумбс, Г. Филипп.
Кризис образования в современном мире: Системный анализ/ Ф. Г. Кумбс ; пер. с англ. С. Л.
Володиной, В. А. Кузнецова, С. П. Романовой ; под ред. Г. Е. Скорова ; послесл. В. А. Жамина. - Москва: Прогресс, 1970. - 261 с.:
8.
Оливер
К.Э. К теории сравнительной педагогики // Перспективы. Вопросы образования.
1989. № 2 (66).