С 2018 года Интернет-журнал «Науковедение» выходит под новым названием
«Вестник Евразийской науки». Ждем вас на сайте https://esj.today!

Весь архив статей до 2018 года сохраняется на сайте http://naukovedenie.ru.



Современные проблемы рынка интеллектуального (научного) труда

DOI: 10.15862/11NV311 (http://dx.doi.org/10.15862/11NV311)

Алимова Наталья Константиновна,

к.э.н., доцент

НОУ ВПО ИГУПИТ
123-ank@mail.ru

 

Современные проблемы рынка интеллектуального (научного) труда

 

Аннотация.

В статье отражены противоречия между всеобщей интеллектуализацией труда и негативными процессами в развитии рынка труда в сфере научных исследований. Дол интеллектуального труда во всем мире растет, кроме этого приобретает все большее значение для экономики результаты научных исследований, позволяющих создать высокотехнологичную продукцию. Вместе с тем в Российской федерации отмечается уменьшение как числа научных организаций, так и количества работников занятых научными исследованиями.

Ключевые слова.

Наука, интеллектуальный труд, рынок интеллектуального труда.

 

***

 

Одной из главных характерных черт современного труда, как отмечает ряд исследователей [1;2], является его повсеместная интеллектуализация. В 1998 г. доля стоимости интеллектуального капитала в передовых американских компаниях, занятых в сфе­ре высоких технологий, составляла 69%, на начало 2001 г. она превысила 80%. Примерно такой же рост показывают и остальные развитые страны. По оценкам исследователей [4], доля интеллектуального труда, по сравнению с традиционным, составляет более 60%. Все это свидетельствует о том, что современная экономика, благодаря информа­тизации и быстрому распространению передовых технологий, действительно перешла в новое измерение, в котором главная роль отводится интеллекту человека.

Процесс интеллектуализации труда – онтогенетический процесс использования и формирования интеллектуально значимых возможностей и способностей. Он обусловлен появлением в трудовой деятельности большого количества задач с «размытой» структурой, требующих нестандартных инновационных подходов и решений в различных аспектах профессиональной деятельности. Это выдвигает на первый план интеллектуальные затраты (по производс­тву знаний, информации), что приводит в результате к видоизмене­нию функциональной структуры труда.

Одно из наиболее известных толкования понятия «интеллектуальный труд» принадлежит Б.М. Генкину[1]. Он выделяет в любом труде две составляющие (два компонента по терминологии автора): первая связана с трудом, выполняемым по заданной технологии, инструкции, регламенту, традиции и т. д. когда исполнитель (субъект труда) не вносит в нее никаких элементов НОВИЗНЫ, творческий потенциал либо вообще не задействован, либо используется на примитивном уровне (такой труд назван им РЕГЛАМЕНТИРОВАННЫМ); вторая компонента связана с созданием материальных или духовных благ, а также новых методов производства (такой труд назван им НОВАЦИОННЫМ, ТВОРЧЕСКИМ).

Преимущественно творческим является труд изобретателей, рационализаторов, ученых, педагогов, врачей, инженеров, организаторов производства, предпринимателей и т.д. «Высшим проявлением творчества считается искусство, ибо в нем, как и в изобретательстве, исключается повторение (копирование), кроме того, продукт творчества в этой сфере еще и индивидуален, являясь отражением личности автора. Известны случаи, когда одинаковые изобретения и научные открытия делались независимо и почти одновременно разными людьми в разных странах. В искусстве такие ситуации принципиально невозможны»  [3].

Остановимся подробнее на данных посвященных интеллектуальному труду связанному с научной деятельностью.

По данным Института Статистики\Institute for Statistics, в конце 2004 года в мире насчитывалось 5 млн. 521,4 тыс. ученых (то есть, 894 научных сотрудников на 1 млн. жителей Земли). На работу одного ученого мир тратил $150.3 тыс. в год.

Примерно 71% ученых работают сегодня в индустриально развитых странах мира. На 1 млн. жителей этих государств приходится 3 272,7 ученых (на 1 млн. жителей бедных стран, соответственно, 374.3). Работник занятые научными исследованиями в развитых странах финансируются  лучше: в год на него выделяется $165,1 тыс., в то время, как на работников занятых аналогичной деятельностью в более экономически отсталых странах мира выделяют $114,3 тыс. Наиболее многочисленны ученые Азии (более 2 млн.), Европы (более 1,8 млн.) и Северной Америки (почти 1,4 млн.). При этом, в Южной Америке их всего 138.4 тыс., в Африке - менее 61 тыс.

В 2009 г. в российской науке было занято 742 433 чел. (1,7% всех работающих в экономике).     Доля России на рынке высокотехнологичной продукции по самым оптимистичным подсчетам, занимает менее полпроцента. По мнению экспертов, наша страна способна претендовать на 12-17 процентов. Но ежегодно в результате недостаточной поддержки государства теряется возможность сохранить контроль хотя бы над несколькими.

По данным Минобрнауки в России сегодня работают 8,9% от общего числа ученых мира. По этому показателю Россия занимает четвертое место (таб. 1), уступая лишь США (22,8% научных сотрудников), Китаю (14,7%) и Японии (11,7%).

Таблица 1.

Исследователи в России и странах ОЭСР (на 10 000 населения)[2].

Россия

69

Мексика 

12

Австралия

85

Нидерланды

51

Австрия 

78

Новая Зеландия 

108

Бельгия 

82

Норвегия 

98

Великобритания 

56

Польша

41

Венгрия 

45

Португалия 

55

Германия 

72

Словакия 

57

Греция 

44

США 

97

Дания 

102

Турция 

23

Ирландия 

60

Финляндия 

156

Исландия 

125

Франция 

83

Испания 

60

Чехия

54

Италия 

36

Швейцария

61

Канада

82

 Швеция 

106

Корея 

95

Япония

110

 

При достаточно высоком количестве ученых, по степени финансирования Россия отстает от развитых стран в гораздо большей степени. Она тратит на одного ученого $30 тыс., в то время как США - $230 тыс., Китай - $88,8 тыс., Япония - $164,5 тыс.[3] На рис. 1 показаны внутренние  затраты на исследования и разработки, в расчете на душу населения (в долл. США). Как видно из приведенных данных Россия тратит на науку в 7 раз меньше средств, чем развитые страны.   При этом если США тратят на исследования 2, 7 % ВВП, то в России этот показатель составляет 1,1 % ВВП (для сравнения Япония – 3,4%, Финляндия – 3,5%, Турция – 0,7%)[4].

Современное состояние рынка интеллектуального труда в России нельзя назвать отвечающим потребностям экономики и общества, эффективно развивающимся, соответствующим мировым тенденциям. На сегодняшний день научной и исследовательской деятельностью в стране занимается 3 666 организаций[5], причем количество их с 2000 года постоянно сокращается (с 4 099 организаций  в 2000 г., до 3 666 в 2008 г.). Практически половину из них (52,5%) составляют научно- исследовательские институты.

Рис. 1. Внутренние  затраты на исследования и разработки, в расчете на душу населения (в долл. США).

По сравнению с советским периодом идет сокращение научных работников занятых в сфере высшего образования. Если в 70-е годы прошлого века в советских Вузах работала 1/3 всех научных работников страны, то сей час всего 6%.

Кроме этого статистика показывает негативные тенденции на рынке российского интеллектуального труда. С 1990 по 2009 год число научных сотрудников в России сократилось с 1 млн до 375 тыс. Если в 1995-м в США было 1050 тыс. научных сотрудников, а в 2007-м - 1400 тыс., в ЕС, соответственно, 950 тыс. и 1300 тыс., в Китае - 500 тыс. и 1450 тыс., то в России - 600 тыс. и 450 тыс.  В последние десять лет ситуация продолжает развиваться по такому же сценарию – количество ученых сокращается.

Все это противоречит развитию факторов оказывающих непосредственное влияние на современный рынок труда, а именно:

·                     росту доли интеллектуального труда по сравнению с трудом физическим;

·                     повышению значения в развитии экономики информации и средств передачи информации;

·                     росту роли научных знаний, которые при всей их значимости необходимо переводить в конкретные технологии и успешно продавать.

При низких затратах на науку, по сравнению с экономически развитыми странами, средняя зарплата отечественных работников занятых исследованиями и научными разработками выше чем по экономике в среднем. В 2008 г. она составила 27 309 руб. (по экономике в целом – 17 642 руб.)[6],  в двенадцати из основных видов деятельности величина оплаты труда была ниже, чем в науке.


Литература

1.                  Алпатов Г. Е. Труд как экономическая категория. Монография. — СПб.: Изд-во СПГУТД, 1995. — 180 с.

2.                  Бушмарин И. Интеллектуализация труда в странах с рыночной экономикой // Международный журнал «Проблемы теории и практики управления № 2, 1994. – М.

3.                  Генкин Б.М. Экономика и социология труда. Учебник для ВУЗов. 3-е изд., доп. – М.: Изд. НОРМА (Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М), 2001.

4.                  Кирсанов К.А., Буянов В. П., Михайлов Л. М. Теория труда.: Учебное пособие. – М.: Издательство «Экзамен», 2003. – 416 с.



[1] Борис Михайлович Генкин -  заслуженный деятель науки РФ, доктор экономических наук, профессор, автор более 150 научных печатных работ, в том числе 7 монографий и учебников.

[2] Статистика цитируется по данным Центра исследований и статистики науки//http://www.csrs.ru.

 

[3] По сообщениям пресс-службы Министерства образования и науки РФ.

[4] Статистика цитируется по данным Центра исследований и статистики науки//http://www.csrs.ru.

 

[5] Статистика цитируется по данным Центра исследований и статистики науки//http://www.csrs.ru.

[6]  Статистика цитируется по данным Центра исследований и статистики науки//http://www.csrs.ru.